Школа Казанского института научной организации труда

Деятельность АО «Установка» проходила по двум важнейшим направлениям: преобразование предприятий и производство рабочей силы. Обе эти направления были организационно показаны в ЦИТ консультационным и учебным отделами, которые по договоренности между институтом и акционерным обществом перевелись в его состав.
АО «Установка» организовывало курсы и школы как для подготовки непосредственно квалифицированной рабочей силы, так и для подготовки кадров. Кроме того, оно брало на себя цель переобучения или дополнительного учебы хронических безработных тем специальностям и профессиям, в которых хозяйственные органы испытывали дефицит.
ЦИТ и институты НОТ готовили персонал для строительной и текстильной промышленности. АО «Установка» возникло, как первое хозяйственное предприятие, отвечающее все повышающемуся спросу на производительности труда и повышение квалификации в СССР. [29,с.262]
С его формированием ЦИТ отказался от финансирования государства и целиком перешел на хозрасчет. Если сначала уставной капитал АО «Установка» был равен 100 тыс. руб., то в 1926 г. он уже достигнул 1 млн. руб.
Ни на день не прерывалась и уже принявшаяся работа КИНОТ. [36] Так, за 1926- 1929 гг. КИНОТ было подготовлено и издано пять трудов по психотехнической и пять изданий по гигиенической тематике.
Практическо-рационализаторская деятельность института проходила непосредственно в учреждениях и на предприятиях Татарской республики в целях разработки соответственных проектов рационализации того или иного функционирования.
Психотехническая лаборатория института весьма пристальное внимание уделила исследованию утомляемости служащих и рабочих на семи предприятиях Казани и исследованию мер борьбы с утомлением. Также эта лаборатория бралась за изучение способностей и интеллектуального уровня сотрудников в целях рекомендации той профессии, где личность по своим способностям и навыкам действовал бы с максимальной пользой для общества и с наибольшим удовлетворением для себя. Лаборатория совершала отбор попадающих в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и других групп и лиц, которые предназначались для занятий в той или иной должности. [12,с.56]
Гигиеническая лаборатория занималась изучением внешних условий труда производства – влажности, состав температуры, помещений, вентиляции, освещения и т.д. Эти освидетельствования обнаруживали вредные моменты деятельности, которые потом ликвидировались.
В большинстве эпизодов эта деятельность увязывалась с нередко повторяющимися несчастными случаями и профзаболеваниями. В 1928 г. лаборатория принялась за работу по рационализации освещения на предприятиях Казани и по учету работы вентиляционных установок на больших предприятиях. Лаборатория, которая ранее исследовала промышленность в целом, в 1928 г. перешла к основательному изучению факторов внешней среды.
Итак, даже кратковременный обзор деятельности Казанского института научной организации труда в сфере социальной охраны труда позволяет сделать вывод о том, что это направленность работы было крайне развитым и продуктивным. Деятельность КИНОТ по исследованию условий труда на промышленных предприятиях г.Казани смогла усовершенствовать или смягчить негативные воздействия производственного процесса. Значительный смысл как для практики 1920-х гг., так и для современной реальности имело и имеет постижение психологических особенностей сотрудников, разработка психологических методик профессионального отбора и профессиональной пригодности трудящихся, проведение исследования утомляемости.
Бесспорно, в данное время опыт научной организации труда 1920-х гг. требует своего переосмысления с точки зрения социальной работы, так как каждая организация труда без ясно прослеживающейся социальной составляющей обречена на крах, о чем указывает пример постсоветской России и стран СНГ. В движении к органической реконструкции и модернизации всей производственной структуры государства следует приступить с основного его элемента – персонала и важнейшего вопроса его существования — социальной охраны труда.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ