Сенсорное развитие у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью | Пример курсовой работы

Сенсорное развитие у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Цель курсовой работы: исследовать особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Особые случаи являются, при которых у ребенка слабоумие и наличие других психических заболеваний — шизофрении, эпилепсии и др., это очень затрудняет обучение и воспитание и в итоге прогноз. Продвижение детей в познавательной деятельности, а также успешность вхождения в окружающую среду зависит в основном от течения болезни, от её обострения, и это всё сводит не к чему, все направленные силы педагога .
Нужно отметить, что понятие — умственная отсталость, как особое отклонение в развитии в данный момент потерпело небольшие изменения. Недавно мы ещё говорили о том, что наличие органического поражения центральной нервной системы — это обязательное и основное условие принадлежности к умственно отсталым детям.[7]
Также известны случаи умственной отсталости, когда причины биологического характера не установлены, или при настоящем уровне диагностики просто не установлены. Поэтому, медицинские показатели имеют хоть и большую значимость, но всё таки не единственны[3].
Нужно подчеркнуть, что в наше время умственная отсталость всё чаще и чаще проявляется в усложненных, своеобразных формах. Очень увеличилось количество детей с умственной отсталостью и с разными дополнительными отклонениями в развитии со снижением зрения, слуха, с явлениями церебрального паралича, с наличием каких либо психических заболеваний, с большим недоразвитием речи и т. д.
Также встречаются такие дети, у них на фоне резкой недостаточности познавательной деятельности речи, а также отклонений в эмоционально -волевой сфере обнаруживаются сохранные относительные способности -способность к воспроизведению цвета и формы предметов, музыкальный слух, к подражанию окружающим. Бывает у некоторых детей хорошая вербальная память. Без большого понимания услышанного такие дети точно запоминают фразы, которые произносят окружающие люди, и даже иногда пользуются ими как речевыми штампами.
Такие индивидуальные особенности ребёнка приводят в недоумение некоторых психологов и педагогов, вызывают у них даже сомнение относительно их принадлежности к умственно отсталым, и ещё вселяют в родителей ребёнка напрасную надежду на успехи в будущем[2].
Классификация, которая была предложена Э. Крепелиным сохраняется и в наше время с одним отличием – не используются слова «Дебильность», «Имбицильность», «Идиотия», вместо них применяется название легкой, средней или глубокой умственной отсталости соответственно.
Дебильность — это лёгкая по сравнению уже с имбициональностью и с идиотией степень умственной отсталости. Дети с легкой степенью умственной отсталости, их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. Сниженная особенность эмоционально-волевой сферы таких детей не позволяет им овладеть программой ДОУ и обычной школы. Это больше обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции нервной деятельности, а так же нарушением фонетико-фонематического анализа. Большинству таких детей свойственно: физическая ослабленность, соматические нарушения, нарушения моторики, а также особенности поведения, характера, системы мотивов и др. ограничивают круг таких детей к их последующей профессиональной деятельности, реабилитации, а также к социальной адаптации.
Имбицильность — это уже наиболее лёгкая степень умственной отсталости. Дети со средней выраженностью отсталости — уровень интеллектуального развития (IQ) составляет от 20 до 50 условных единиц. Такие дети обладают некоторыми возможностями в управлении речью, а также могут усвоить небольшие трудовые навыки. Но наличие у этих детей дефектов памяти, эмоционально-волевой сферы, моторики, коммуникативной функции речи, мышления делает таких детей не обучаемыми даже в специализированной школе. В правовом отношение они недееспособны, и над ними устанавливается опека. До совершеннолетия дети-имбицилы живут в детских домах для отсталых. Но всё же часть детей могут овладеть некоторыми навыками, умениями, знаниями в разработанной программе специально для них.
Идиотия — это уже самая глубокая степень отсталости в данной классификации. Глубоко умственно отсталые дети уровень интеллектуального развития (IQ) менее 20 единиц. Таким детям недоступно всё окружающее, речь развивается ограниченно и очень медленно, бывает, что некоторые речевые звуки не развиваются. Они имеют большие нарушения ориентировки в пространстве, координации всех движений, а также моторики. Эти нарушения иногда вынуждают детей к лежачему образу жизни. Навыки самообслуживания очень медленно формируются, даже гигиенические, бывает, что совсем не формируются. Такие дети живут в специальных учреждениях[5].
Огромный вклад в разработку психического развития ребёнка с умственной отсталостью внёс советский учёный Л.С. Выготский. По его точке зрения, психика такого ребёнка социально обусловлена. Он говорил, что высшие формы памяти, характера, мышления — это продукт социального развития, а не биологического. Но развитие психических функций ограничено ядерными симптомами. Недостаточная познавательная активность, слабая восприимчивость ко всему новому — это ядерный симптом, который обусловлен неполноценностью коры больших полушарий мозга. Неправильные методы воспитания, которые нужны только для здоровых детей являются источником вторичных дефектов, осложнений. Поэтому нужно предупреждать псевдокомпенсаторные образования даже в дошкольном возрасте.
Зарубежные современные дефектологи (Дж. Уортис, Р.Заззо, Э. Хейсерман и мн. др.) одобряют и разделяют мнение российских исследователей о том, что дети с умственной отсталостью обладают потенциальными возможностями психического развития.
На данный момент есть три основных подхода к изучению детей с умственной отсталостью: клинический, биологический и аспект социальной реадаптации. Это хорошо отражено в работах наших психологов (В.М. Явин, В.Ф. Шалимов, Д.Е. Мелехов, М.М. Райская, Г.Е. Сухарева, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, и др.)
В наше время очень многие специалисты, психологи, педагоги, занимаются разработкой подхода к организации воспитания, а также обучения умственно отсталых детей.
Но также, нужно отметить, что на общем фоне изучения развития личности ребёнка с умственной отсталостью в целом, особенности такого процесса как память ещё достаточно мало изучены. Можно отметить работы, которые занимаются этой областью, это работы Х.С. Замского, Г. м. Дульнева, А. И. Липкиной, Л.В. Занкова и др[8].
Огромное значение и важность изучения проблемы психокогнетивного развития, т.е. памяти и внимания ребёнка с умственным отставанием несомненны. Знать все особенности — это значит опосредованно и прямо действовать на неё с целью коррекции и сглаживания уже имеющихся недостатков познавательной деятельности ребёнка.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Для умственно отсталых дошкольников характерно недоразвитие познавательных интересов, на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.
К специфические особенностям сенсорно-перцептивных процессов умственно отсталых дошкольников относят: недостаточную дифференцированность всех видов восприятия, недостатки константности и предметности восприятия, замедление темпа узнавания предметов, трудности синтеза и обобщенности воспринимаемых объектов.
Значение сенсорного воспитания для умственно отсталых детей давно было отмечено педагогами и введено в практику обучения и воспитания.
Сенсорное воспитание – воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В ряду других способностей сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Сенсорное воспитание умственно отсталых дошкольников, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности является важнейшим направление образовательной и коррекционно-развивающей работы с умственно-отсталыми дошкольниками.
Основными составляющими сенсорных процессов являются поиск, обнаружение, различение и опознание. В связи с этим важное значение приобретает освоение умственно-отсталыми дошкольниками сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для обучения умственно отсталого ребенка в школе в дальнейшем, и для многих видов труда.
Цель курсовой работы: исследовать особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!