Семья как объект социально-педагогической деятельности

Цели и задачи

Целью курсовой работы является анализ психолого-педагогической теории и практики для определения ведущих направлений социально-педагогической деятельности с семьей в современных условиях.

Введение и актуальность


Таким образом, проблемами современной семьи можно считать: жилую, финансово - экономический, безработица, двойной нагрузки женщины (на работе и в домашнем хозяйстве), насилия в семье. Материальной поддержке государства нуждаются большинство неполных семей (без отца), семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами, многодетные семьи, студенческие семьи с детьми, семьи безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, проблемные семьи.
На фоне неблагоприятных тенденций общественного развития многие семьи не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, что вызвало их дезорганизацию (алкоголизация, наркомания, насилие), конфликтность в супружеских отношениях и отношениях между родителями и детьми, разрушения составленных морально-этических норм и традиций, нарушение социализации. Это толкает детей к поиску общения вне семьи как компенсации дефицита эмоциональных контактов с родителями.
В конфликтной духовной атмосфере:
семьи лишена покоя, мира, стабильности, то есть необходимых условий для усвоения моральных, общечеловеческих норм, полноценного духовного и психического развития детей;
ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений;
в такой семье возрастает риск нервно-психических заболеваний;
имеющаяся безнадзорность и бесконтрольность за поведением ребенка; снижается способность ребенка к адаптации;
формируются противоречивые или даже враждебные чувства к родителям.
Таким образом, выполняя важнейшие социальные функции, семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. Именно проблемное поле социального функционирования молодой семьи является обширным и требующим серьезного научного анализа.

Заключение и вывод

С целью организации экспериментальной работы и подтверждения гипотезы исследования воспитательный потенциал семьи, находящейся в социально опасном положении, представлен нами на уровневой основе. Так, кризисный уровень воспитательного потенциала характеризуется периодическими злоупотреблениями членами семьи спиртными напитками, слабой сформированностью нравственных ценностей у членов семьи, отсутствием у членов семьи стремления к выполнению норм морали, нравственности; неприемлемо-деморализованный уровень воспитательного потенциала характеризует семью, пренебрегающую своими основными функциональными обязанностями и имеющую нарушенную структуру, прежде всего, в супружеских и детско-родительских отношениях.
Следует отметить, что при работе с отдельными уровнями воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении, необходимо учитывать социально-экономические, демографические, биологические факторы, влияющие на его развитие, с целью обеспечения адресного подхода в организации социально-педагогической деятельности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а дальнейшее направление исследования может поставить во главу такие проблемы, как социально-педагогическая устойчивость детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, к отрицательным средовым воздействиям, формирование ответственного, волевого поведения членов семьи, склонных к аддиктивному поведению и т.д.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ