Сбалансированность пенсионного фонда России: проблемы и пути обеспечения. | Пример курсовой работы

Сбалансированность пенсионного фонда России: проблемы и пути обеспечения.

Цель работы – на основании изучения теоретических аспектов становления и развития пенсионной системы РФ выявить проблемы сбалансированности пенсионной системы РФ.

В процессе работы над созданием новых институциональных норм и принципов большевики исходили из некоего совершенного порядка организации отношений, не существовавшего ни в виде неформальных норм в России, ни как законодательная практика где-либо. Однако политические и социально-экономические условия в стране, отсутствие страховой культуры препятствовали развитию социального страхования. Укоренившиеся в общественном сознании ожидания помощи от общины (общества) препятствовали внедрению страховых принципов в российский менталитет.
Постановление ВЦИК и СНК от 13.02.1930 утвердило Положение о пенсиях и пособиях, в соответствии с которым граждане СССР, работающие по найму, имели право на пенсию (по инвалидности, старости, по случаю потери кормильца). Постановление СНК от 23.03.1937 прекратило практику финансирования пенсий неработающим пенсионерам из бюджета социального страхования. Эта нагрузка полностью легла на государственный бюджет. Пенсионная защита лиц, работавших не по найму (крестьяне, ремесленники, кустари, лица свободных профессий), до 1964 г. обеспечивалась на началах взаимности (сохранялся дореволюционный принцип сословности). Наибольшее распространение получили крестьянские комитеты общественной взаимопомощи – кресткомы, созданные при сельских советах и волостных исполкомах в середине 1921 г.
Интересно, что в 1956 г. вступил в силу Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», который действовал до начала рыночных реформ 1990-х гг., т.е. более 30 лет. Остановимся на этом и последующих пенсионных законах более подробно. Законодательно были введены пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Таким образом, было завершено формирование институтов всеобщего государственного пенсионного обеспечения работающих. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным и учащимся. В законодательстве закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:
гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
выплата пенсий за счет средств общесоюзного бюджета;
единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
В основе начисления пенсии каждого трудящегося лежал размер его среднемесячной заработной платы за последние 12 мес. работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с 60 лет со стажем работы не менее 25 лет и женщинам с 55 лет со стажем не менее 20 лет.
О размере назначаемых пенсий можно судить по табл. 1.

Если исходить из институциональной сущности системы государственного пенсионного обеспечения, главной и, по сути дела, единственной ее функцией является достижение достойного уровня жизни пенсионеров. Эта функция в современных обществах обеспечивается разными экономическими механизмами: страховыми (солидарными и/или накопительными), нестраховыми, комбинированными. После перехода к рыночной экономике реализация указанной функции страховой пенсионной системы может быть обеспечена только на основе государственной гарантии долгосрочной финансовой сбалансированности накопленных пенсионных прав и обязательств.
Проще говоря, для обеспечения достойного уровня жизни каждого пенсионера пенсионная система в целом должна иметь сбалансированный бюджет как на текущий год, так и в долгосрочной перспективе. Но это должно достигаться не путем секвестирования пенсионных прав граждан, а путем государственного регулирования факторов, которые определяют актуарную устойчивость пенсионного бюджета.
Таким образом, современная страховая пенсионная система имеет два главных целевых ориентира: достойный уровень страховых пенсий и актуарную сбалансированность бюджета на весь страховой период. Поскольку в настоящее время ни одна из этих целей не достигнута, закономерно установить их в качестве целевых ориентиров пенсионной реформы. В стратегии долгосрочного развития пенсионной системы намечен комплекс мероприятий, которые позволят после завершения пенсионной реформы достичь обеих целей. Повышение пенсионного возраста в мировой практике является одним из экономических инструментов, который играет не последнюю роль в этом процессе. Приведенные результаты актуарных расчетов позволяют оценить, насколько в российских условиях фактор возрастного норматива государственного пенсионного обеспечения влияет на уровень жизни пенсионеров и на бюджет в целом.
В течение первых пяти лет периода повышения возраста выхода на пенсию средний размер страховой пенсии по сравнению с базовым вариантом будет изменяться несущественно. Это объясняется тем, что повышение пенсионного возраста коснется только пенсионеров по старости, и среди новых назначений пенсии будет увеличиваться доля пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также льготников, имеющих меньшие пенсионные права. Однако в последующие периоды, вплоть до завершения процесса, размер страховой пенсии постепенно начнет повышаться благодаря росту доли пенсионеров, которых коснется повышение пенсионного возраста и у которых пенсионные права будут больше.
Цель работы – на основании изучения теоретических аспектов становления и развития пенсионной системы РФ выявить проблемы сбалансированности пенсионной системы РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!