с научными дискурсами в процессе обучения ESP | Пример курсовой работы

с научными дискурсами в процессе обучения ESP

Целью исследования выступает теоретико-методологическое обоснование основ формирования дискурсивной компетенции студентов посредством организации работы с научными дискурсами в процессе обучения ESP.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что дискурс представляет собой сложный, комплексный, многогранный феномен, в моделировании которого принимают участие как лингвистические, так и экстралингвистические факторы, отражающий как интенции продуцента высказывания, так и особенности мировосприятия реципиента, зависящий от условий конкретной коммуникативной ситуации и области протекания. Специфика, особенности научного дискурса обусловлены сферой его протекания, прагматикой, уровнем профессиональной подготовки коммуникантов и пр. По своей сути, научный дискурс представляет собой процесс открытия научных знаний и их последующего закрепления посредством закрепления в знаках языковой и иных семиотических систем, отражает систему научных ценностей, принятых в научном сообществе стратегий речевого поведения и пр. Указанные характеристики делают научный дискурс эффективным средством обучения ESP.
1.2 Научный дискурс и ESP 
Логика проведения данного исследования требует выявления возможностей и особенностей применения научных дискурсов в практике обучения ESP. Как уже отмечалось в рамках данного исследования, научные дискурсы, по своей сути, представляют собой процесс формирования научного знания, знакомства с системой научных ценностей, формирования коммуникативных стратегий, принятых в рамках конкретного научного сообщества, соответственно, обращение к научным дискурсам может стать эффективным средством формирования системы профессиональных иноязычных знаний.
Важно добавить, что необходимость внедрения научных дискурсов в практику обучения ESP, согласно проводимым научным исследованиям, выступает одной из актуальных потребностей студентов. В частности, согласно исследованию Е. В. Макаровой, Т. П. Крауле, «большинство студентов заинтересованы в профессионально-ориентированной тематике курса и считают, что полученные знания пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности» [Макарова, Крауле, 2016. С. 153].
В качестве основных преимуществ использования научных дискурсах в качестве основного средства обучения на уроках английского ученые называют овладение научно-профессиональной лексикой и умениями ее адекватного применения в следующих видах речевой деятельности [Макарова, Крауле, 2016. С. 155]:
передача фактической информации, что предполагает достаточно высокую степень понимания и смысловой интерпретации прочитанного, умений выявлять и развивать тему сообщения, используя различные средства оформления собственных высказываний;
передача интеллектуальных отношений, эмоционального восприятия содержания сообщения, в том числе, выражение уверенности/ неуверенности в достоверности представленных фактов, согласия/ несогласия с ними, с представленной стратегией решения, возможности/ невозможности выполнения поставленной задачи и пр.;
при создании письменных научных высказываний. Важно добавить, что указанное направление предполагает, по словам Т. П. Поповой, реализацию образовательно-воспитательного процесса в двух направлениях [Попова, 2014. С. 123]:
обучение письму как коммуникативному процессу, который включает этапы планирования, организации и редактирования логико-композиционного и лексико-грамматического оформления дискурса;
как глубокому анализу аутентичных научных дискурсов, служащих образцами для реализации собственной коммуникации студента в профессиональной сфере.
Таким образом, усиление профессиональной составляющей обучения английскому языку выступает актуальным требованием современности, признанным как научным сообществом, так и непосредственно обучающимися. Соответственно, использование научных дискурсов позволит оптимизировать работу по развитию коммуникативной и профессиональной компетентности личности, мотивировать студентов к овладению системой иностранного языка и научными терминами, максимально полно учесть потребности студентов как субъектов образовательно-воспитательного процесса.
В то же время, достижение поставленных целей, оптимизация процессов формирования коммуникативной и профессиональной компетентности студентов посредством организации работы с научными дискурсами требует организации поэтапной работы над созданием научного собственного продукта речетворческой деятельности. Указанная работа включает следующие этапы [Никульшина, Мордовина, 2014. С. 20-21; Попова, 2014. С. 121]:
выделение предмета исследования;
анализ истории вопроса;
формулировка гипотезы, цели исследования;
обоснование методов и материала исследования;
построение теоретической модели предмета изучения;
изложение результатов наблюдений, эксперимента;
комментирование и обсуждение результатов исследования;
экспертная оценка исследования;
выявление области практического приложения результатов исследования;
изложение полученных результатов в соответствующей форме.
В графическом виде процесс создания научного дискурса в аудитории может быть представлен следующим образом (Рис. 3):

Научные дискурсы на протяжении длительного периода времени выступают актуальным объектом научных исследований, в последние годы очевидным становится, что данный вид дискурсов обладает высоким образовательно-воспитательным потенциалом, что обуславливает целесообразность применения научных текстов в процессе обучения ESP.
Целью исследования выступало теоретико-методологическое обоснование основ формирования дискурсивной компетенции студентов посредством организации работы с научными дискурсами в процессе обучения ESP.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда актуальных задач, включая следующие:
Прежде всего, был проведен анализ теоретических источников, которые позволяют выявить сущность научного дискурса как сложного, многогранного феномена, в формировании которого принимают участие как лингвистические, так и экстралингвистические факторы, выступающего, по сути, процессом выведения научного знания и закрепления его в знаках языковой системы;
Изучение научной литературы позволяет сделать вывод, что научные дискурсы отражают логику выведения научного знания, позволяют обучающимся ознакомиться с научными ценностями, стратегиями и тактиками речевого поведения, принятыми в научном сообществе, что обуславливает целесообразность их применения при обучении ESP;
Актуализация образовательно-воспитательного потенциала, использование научных дискурсов в процессах обучения, формирования коммуникативной компетентности выдвигает определенные требования к отбору дидактических материалов, включая структурированность, логичность и связность изложения;
Принимая во внимание выявленную в теоретической части исследования сущность, структуру и особенности научного дискурса, в практической части исследования были проанализированы возможности его применения в процессе развития дискурсивной компетенции. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что научные дискурсы выступают эффективным средством развития умений и навыков, необходимых для реализации практической профессиональной деятельности. В то же время, работа над научными дискурсами требует соблюдения ряда условий, организации ряда этапов, которые могут несколько отличаться в зависимости от различных видов речевой деятельности.
Кроме того, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что научные дискурсы могут стать эффективным инструментом развития критического мышления, навыков критического осмысления информации, ее отбора и представления при создании собственных научных текстов, высказываний в виде презентаций, аналитических эссе, критического анализа и схем.
Целью исследования выступает теоретико-методологическое обоснование основ формирования дискурсивной компетенции студентов посредством организации работы с научными дискурсами в процессе обучения ESP.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!