Рыночная модель предприятия

В принципе, рынок труда существовал всегда, но в условиях СССР труд не был объектом свободной купли-продажи из-за его планового распределения, неэкономического принудительного труда и государственных ставок заработной платы, а также отсутствия свободной система найма и увольнения. До недавнего времени в товарной природе труда было отказано. Развитие рынка труда подразумевает признание для каждого человека права свободно продавать свою рабочую силу по своему выбору, желанию и рыночной цене на основе договора между работодателем и работником.
Рынок жилья в тот же период существовал в форме купли-продажи частных домов, вилл и другого имущества такого типа, а также кооперативных квартир, принадлежавших владельцам. В результате приватизации государственного жилья осуществляется создание полноценного, а не ограниченного рынка жилья, который охватывает все типы жилья.
Денежный и валютный рынок официально в СССР отсутствовали или имели теневой характер. В весьма ограниченном виде валютный рынок охватывал лишь отрасль внешнеэкономической деятельности. Нормальная же работа данного рынка требовала формирования фондовых и валютных бирж, где продается и покупается валюта на рубли по международному курсу.
Рынок инноваций, т. е. новшеств, а также изобретений, рацпредложений, почти отсутствовал в советской экономике. Переход к рыночным отношениям позволяет рассматривать инновации как товар, который нужно реализовывать по рыночным ценам, что, безусловно, должно приводить к ускорению НТП.
Рынок информпродукта является особым рынком, предметом купли–продажи тут становятся книги, газеты, разного вида реклама и большое множество иных предметов и направлений деятельности, которые несут людям нужную информацию. Такой рынок имеет место быть, однако если понимать информпродукт в широком понимании, включая в него и интеллектуальный, т. е. научно-культурный, духовно-образовательный продукт, то рынок такой продукции еще предстоит сформировать.
Рынок лицензий представляет собой часть рынка инноваций. Объектом купли-продажи тут являются патенты, лицензии на изобретения, технологический опыт, промышленные секреты и коммерческие знания на применение товарных знаков и т.д. В современных обстоятельствах распространение в мировой практике получают лицензионные соглашения, которые предусматривают общий технологический обмен с представлением ноу–хау, а также инжиниринговых услуг по промреализации передаваемых технологий.
Необходимо выделить следующие основные особенности функционирования региональных товарных рынков:
Дискриминация оптовых покупателей путем установления оптовых цен на продукты по принципу: «свой» – «чужой» (антимонопольные расследования таких дел, особых затруднений не вызывают).
Дискриминация оптовых покупателей путем установления оптовых цен на продукты по принципу: «совместная деятельность» – «все остальные, включая своих» (такого рода нарушения антимонопольного законодательства имеют уголовную перспективу).
Дискриминация оптовых покупателей путем установления оптовых цен на продукты по принципу: «все остальные, включая своих» – «патронируемые определенными структурами» (такого рода нарушения антимонопольного законодательства имеют уголовную перспективу).
Одномоментный пересмотр розничных цен на продукты в сторону увеличения без корректировки на величину остатков продуктов на складах (содержат признаки нарушений налогового, антимонопольного, уголовного законодательства и может быть пресечено в результате совместных действий ведомств).
Невозможность (у работников антимонопольного органа) оперативной проверки обоснованности повышения оптовых цен на продукты при представлении материалов об их повышении (требует разработки методологии на уровне уполномоченных ведомств).
Включение в Федеральный раздел Реестра ВИНКов (в составе группы лиц), занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах обслуживаемых ими регионов (требует организации централизованного изучения товарного рынка).
Необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия МВД России и ФАС России на региональном уровне в части пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обучения сотрудников обеих сторон на базе вузов МВД, в том числе, необходимость соответствующего научно–методического обеспечения, со стороны всех заинтересованных кафедр юридических институтов МВД России (требует совместного приказа МВД и ФАС России и необходимости дальнейшего совершенствования взаимодействия ФАС России).
Налаживание взаимодействия между ФАС России и Генеральной прокуратурой в сфере рынков продуктообеспечния на региональном и федеральном уровне.
Необходимость разработки уполномоченным органом Правительства РФ, например Минэкономразвития, методологических документов по ценообразованию на товарном рынке. Кроме того, необходимо создание работающей методики определения монопольно высокой цены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ