Руководитель коллектива. Основные требования к деловым и личностным качествам. | Пример курсовой работы

Руководитель коллектива. Основные требования к деловым и личностным качествам.

Целью работы является рассмотрение руководителя коллектива.

На первый взгляд может показаться, что фирмой управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие методы руководства. Но на деле все не совсем так. Директор ООО «Лидер» – руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он в фирме является ом, причем ом не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения – ему достаточно просьбы.
При определении стиля руководства предприятием несложно определить, что это демократический стиль или стиль «консультативно-групповой». В своей работе руководитель использует в основном экономические и социально-психологические методы и крайне редко организационно-распорядительные. Метод делегирования полномочий и метод мозговой атаки также имеют место в управлении.
Очень часто говорят: «если хочешь узнать, какой стиль и метод руководства выбрал руководитель, просто посмотри на его стол для совещаний». Стол для совещаний в кабинете директора ООО «Лидер» занимает особое почетное место – это стол в форме эллипса с расставленными вокруг него одинаковыми офисными стульями.
Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и эффективности производства. В частности, от обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения производственных работ, эффективность использования оборудования и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
«Лидер достаточно обеспечено административно-управленческим персоналом. В целом предприятие обеспечено трудовыми ресурсами на должном уровне и структура распределения работников по группам соответствует потребностям предприятия.
Имеется возможность использования различных методов, c одной стороны, для самооценки качеств, а c другой – для оценки со стороны (в нашем случае – это оценка руководителя его подчиненными). Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие психологические методики:
– «Личные качества руководителя»;
– «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС);
– «Мотивация к успеху» (Т. Элерс);
– «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Виллиансон);
– «Руководитель глазами подчиненных» (Я. В. Подоляк).
Первые четыре методики предлагались руководителю организации, а последняя методика – для его подчиненных. Для каждого участника эксперимента подготавливались бланки методик, и в свое свободное время каждый из них мог ответить на предложенные вопросы тестов. Ни один сотрудник не отрывался от работы. После подведения итогов эксперимента руководителю фирмы были доведены полученные результаты.
Так, тест «Личные качества руководителя», используемый для самооценки руководителем личностных качеств, позволяет выявить выраженность следующих шкал:
Уровень социальной нравственности.
Уровень духовной зрелости.
Уровень эмоциональной зрелости.
Уровень социального интеллекта.
Тест «Коммуникативные и организаторские способности» позволяет выявить уровень сформированности указанных качеств. Нужно отметить, что в данном случае под коммуникативными способностями будем понимать способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и психологическую совместимость в совместной деятельности. Уровнями выраженности могут быть: низкий, ниже среднего, средний, высокий и очень высокий.
Вторая шкала – это организаторские способности, под которыми будем понимать способность руководителя организовывать себя и других. Уровни выраженности такие же, как и у предыдущей шкалы. Низкие организаторские способности говорят о неспособность руководить. Руководитель, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить. При высоких организаторских способностях руководитель способен «зарядить» энергией членов коллектива, умеет оптимально организовать трудовой процесс.
«Мотивация к успеху» (Т. Элерс) – это тест, который позволяет выявить, насколько у обследованного выражена мотивация на достижение успеха. C помощью данного теста можно определить следующие уровни мотивации: низкий, средний или высокий.
«Руководитель глазами подчиненных» (Я. В. Подоляк) представляет собой методику, которая используется для оценки персоналом качеств руководителя. C помощью соответствующих вопросов оцениваются три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определяется степень их совместимости:
1.Компетентность руководителя, его профессиональное мастерство.
2.Эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность.
3.Требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными.
Результаты исследования и их обсуждение. Представим анализ проведенного исследования c помощью подобранных психодиагностических методик. Исследование состояло из двух частей:
– тестирование для сотрудников;
– тестирование для руководителя организации.
Так, результаты теста «Личные качества руководителя» следующие:
уровень социальной нравственности выражен на среднем уровне и составляет 15 баллов;
уровень духовной зрелости – высокий (26 баллов);
уровень эмоциональной зрелости – средний, составляет 18 баллов;
уровень социального интеллекта – тоже средний (19 баллов);
интегральная оценка показала, что исследуемые личностные качества руководителя выражены на среднем уровне.
Должности руководителя свойственна двойственность правового статуса. С одной стороны, руководитель и организация часто отождествляются, потому как действия руководителя – это акты самого юридического лица. Полномочия руководителя устанавливаются гражданским законодательством и Трудовым кодексом. С другой стороны, менеджер считается наемным работником, реализующим особую трудовую функцию – реализацию актов, в которых воплощается деятельность организации. Двойственность порождает юридическое противоречие между необходимостью защищать права акционеров и учредителей компании от неграмотных и низкоквалифицированных действий руководителя и важностью защиты прав самого менеджера как наемного работника.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее работу исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, установленных полномочиями, выполнять все его требования. Но руководитель – это не только должность, но и профессия, которая требует специальной подготовки.
В условиях глубокого разделения труда от него не требуется быть специалистом высокого класса. Его задача – определённым образом организовать деятельность подчинённых и добиться от ординарных людей экстремальных результатов.
Чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.
Во второй главе проведен анализ руководителя в деятельности предприятия на примере ООО «Лидер». Управление персоналом в ООО «Лидер» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием и увольнение сотрудников, повышение их квалификации, материальное и моральное стимулирование, контроль. Директор ООО «Лидер» – руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он в фирме является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных.
Деловые и личностные качества руководителя предприятия являются взаимодополняющими факторами, которые способствуют продуктивности управленческой деятельности. Грамотное сочетание руководителем личностных и профессиональных качеств помогает добиться ожидаемого результата более быстро и качественно. Чтобы стать успешным, руководителю предприятия необходимо иметь набор определенных личностных и деловых качеств и постоянно работать в направлении их совершенствования. Приведенные методы и инструменты оценки позволяют дифференцировать профессиональную и деловую компетенцию руководителя.
Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами рабочего на производство единицы продукции либо выполненной работы.
Все мероприятия, проводимые с целью развития руководителя, увеличения производительности труда и сокращением затрат рабочего времени руководителя, будут напрасными если руководитель: придерживается авторитарного метода управления. Такой руководитель привык решать все сам, забывая при этом, что тратит напрасно много времени; не анализирует свою работу с целью выявления резервов снижения затрат рабочего времени; не посвящает время самообразованию.
Целью работы является рассмотрение руководителя коллектива.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!