Российская приватизация;подходы и последствия | Пример курсовой работы

Российская приватизация;подходы и последствия

целью данной работы является рассмотрение приватизации В России.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.[12]
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
продукция – услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией – услугами других предприятий;
при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.
Предпродажный анализ и оценка предприятия.
стратегический анализ и оценка предприятия;
определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
анализ потенциальных покупателей;
определение методов продажи;
определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
образование комиссии по оценке поступающих предложений;
Подготовка предприятия к продаже.
реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
разукрупнение;
осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг.
организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.
рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.
Заключение договора.
разработка текста стандартных договор
Российская приватизация (процесс перехода собственности от государства в частные руки) – это, без сомнения, важнейшее историческое событие 1990-х годов, кардинально изменившее общественные отношения в нашей стране в постсоветский период.
Проанализированные нами данные позволяют выделить некоторые важнейшие особенности проведения российской приватизации 1990-х годов.
Российская приватизация официально была провозглашена в 1992 г. Однако и до этого активно шла спонтанная, стихийная, малоконтролируемая приватизация госсобственности. Оценить ее объемы, писал А. Чубайс, было совершенно невозможно, потому что невозможно было отделить легальное от нелегального.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы:
Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.
Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.
Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращение и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В последние годы приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий приватизирован.
Приватизация не дала значимого экономического эффекта. Цели и сам процесс приватизации были политизированы. Доминировала политическая цель: форсированно создать слой собственников, чтобы сделать процесс перераспределения общественных благ в пользу узкого слоя населения необратимым. Эта политическая цель определила важнейшие особенности приватизации. Она была проведена молниеносно, в крайне сжатые сроки. Отсутствовала необходимая юридическая чистота приватизационного процесса. Государственная собственность уходила в частные руки по беспрецедентно низким ценам. Какой-либо системный контроль за структурами, проводившими приватизацию, контроль за сделками, правилами и процедурами приватизации отсутствовал. Очень часто приватизационные сделки носили нерыночный характер административного и экономического сговора. Но главная цель, все же была достигнута. Институт частной собственности в России был восстановлен.
На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9-10 млрд. долл. ежегодно.
Всего за 5 лет Правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий.
Но, главная проблема в том, что почти во всех госпредприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты. То есть разгосударствления этих предприятий не происходит и в частные компании они не превращаются.
Процесс приватизации в России очевидно не закончен. Доля госсектора явно слишком велика. После намеченного Правительством плана приватизации явно напрашивается еще один, следующий ее этап – продажа контрольных пакетов госкомпаний. Но нет никакого особого смысла растягивать это на разные этапы и еще на десяток лет.
Возможно, следующий этап реальной приватизации начнется только, когда нынешняя политическая элита поймет необходимость ухода от власти и постарается конвертировать власть в собственность.
целью данной работы является рассмотрение приватизации В России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!