Роль ТНК в современном развитии мирового хозяйства

К концу 19-го века прогресс в области коммуникаций более тесно связал мировые рынки, и транснациональные корпорации сохранили свой благоприятный имидж в качестве инструментов улучшения глобальных отношений посредством коммерческих связей. Существование тесных международных торговых связей не предотвратило начало двух мировых войн в первой половине ХХ века, но еще более тесная связь мировой экономики возникла после периода конфликта [26].
Несмотря на такие опасения, транснациональные корпорации, как представляется, готовы расширить свою власть и влияние, поскольку барьеры на пути международной торговли продолжают устраняться. Кроме того, фактическая природа и методы деятельности транснациональных корпораций в значительной степени неправильно поняты общественностью, и их долгосрочное влияние, вероятно, будет менее зловещим, чем можно себе представить. Транснациональные корпорации имеют много общих черт, в том числе методы, которые они используют для проникновения на новые рынки, способ, которым их зарубежные дочерние компании связаны с деятельностью своих штаб-квартир, и их взаимодействие с национальными правительственными учреждениями и национальными и международными организациями труда.
Транснациональные корпорации следуют трем общим процедурам, когда стремятся получить доступ к новым рынкам: слияние с существующими концернами или их прямое приобретение; последовательный выход на рынок; и создание совместных предприятий. Слияние или прямое приобретение существующих компаний на новом рынке является наиболее простым методом проникновения на новый рынок, используемым транснациональными корпорациями.
Такой подход, известный как прямые иностранные инвестиции, позволяет транснациональным корпорациям, особенно крупным, в полной мере использовать свои размеры и экономию масштаба, которую это обеспечивает. Примеры слияний в рамках глобальных автомобильных отраслей в конце 1990-х годов иллюстрируют этот метод получения доступа к новым рынкам и, что существенно, были сделаны в ответ на усиление глобальной конкуренции.
Транснациональные корпорации также используют процедуру, известную как последовательный выход на рынок, когда стремятся проникнуть на новый рынок. Последовательный выход на рынок часто также включает прямые иностранные инвестиции и предполагает создание или приобретение концернов, работающих на нишевых рынках, связанных с производственными линиями материнской компании в новой стране деятельности. Японская корпорация Sony использовала последовательный выход на рынок Соединенных Штатов, начиная с создания небольшого завода по сборке телевизоров в Сан-Диего, штат Калифорния, в 1972 году. В течение следующих двух лет Sony в США. Операции по-прежнему ограничивались производством телевизоров, ведущей продуктовой линейкой материнской компании. Sony разветвилась в 1974 году с созданием завода магнитной ленты в Дотане, штат Алабама, и расширилась еще больше, открыв завод аудиооборудования в Делано, штат Пенсильвания, в 1977 году [15].
Тенденция к диверсификации производства стала более интенсивной после 1960 года, и она была принята в качестве стратегии развития сначала американскими транснациональными корпорациями, а затем западными европейцами и японцами. Сегодня очень немногие транснациональные компании сосредоточили свою деятельность на одном продукте или сфере деятельности. В большинстве из них «масштабные преимущества» серийного производства сочетаются с диверсификацией деятельности по областям или в рамках одной группы продуктов, по ассортиментам для репрезентативных сегментов рынка. Они также успешно практикуют «модульное производство», которое позволяет собирать стандартизированные модульные модули, изготовленные большими сериями, в дифференцированные готовые изделия, из одной группы или из разных групп.
После периода консолидации, вызванного неблагоприятным обменным курсом между иеной и долларом, Sony продолжала расширять и диверсифицировать свои операции в США, добавляя средства для производства компьютерных дисплеев и систем хранения данных в течение 1980-х гг. В 1990-х годах Sony еще больше диверсифицировала свои американские средства и теперь также производит полупроводники и персональные телекоммуникационные продукты в Соединенных Штатах. Пример Sony-классический пример многонациональной компании, использующей свою основную продуктовую линейку, чтобы победить местную конкуренцию и заложить основу для последовательного расширения корпоративной деятельности в смежных областях.
Наконец, транснациональные корпорации часто выходят на новые рынки, создавая совместные предприятия с фирмами, уже действующими на этих рынках. Это особенно касается стран, которые ранее или в настоящее время находились под коммунистическим правлением, включая страны бывшего Советского Союза, Восточной Европы и Китайской Народной Республики. В таких совместных предприятиях венчурный партнер на рынке, подлежащем выходу, сохраняет значительную или даже полную автономию, осознавая при этом преимущества передачи технологии и управленческого и производственного опыта материнской компании. Создание совместных предприятий часто оказывалось неудобным в долгосрочной перспективе для транснациональных корпораций, которые, вероятно, обнаружат, что их венчурные партнеры являются грозными конкурентами, когда предпринимаются попытки более прямого проникновения на новый рынок.
Таким образом, транснациональные корпорации могут проникать на новые рынки различными путями, что позволяет существующим на рынке концернам получать доступ к различной степени автономии и контроля над операциями.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ