Роль таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Форма таможенного документа — решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы — установлена приказом ФТС России. К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы должны быть приложены пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, которые будут объектами экспертного исследования, и иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы [3, c.17].
Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров. В соответствии со ст. 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации. Например, система управления рисками ФТС России может определить таможенные операции, при совершении которых необходимо применить такую меру по минимизации рисков, как назначение таможенной экспертизы «601», и при необходимости меру с кодом — «204» (отбор проб и образцов товара). Согласно п. 1 ст. 393 ТК ЕАЭС, отбор проб и образцов производится исключительно в целях проведения таможенной экспертизы. Мера по минимизации риска с кодом «601», содержащаяся в профиле риска, может иметь статус обязательной к применению, а может применяться как дополнительная, например, к мере по минимизации рисков с кодом «109» (таможенный досмотр товаров), если ее применение необходимо для выявления нарушений.
Решение о назначении таможенной экспертизы направляется в одно из региональных экспертных подразделений ЦЭКТУ. К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы должны быть приложены пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, которые будут объектами экспертного исследования, и иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы [6, c.85].
В соответствии с п. 8 ст. 389 ТК ЕАЭС, «таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) ему копии решения о назначении таможенной экспертизы».
Важным нововведением ТК ЕАЭС является возможность использования электронного документооборота при назначении и проведении таможенной экспертизы. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы и заключение таможенного эксперта теперь могут оформляться в виде электронного документа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Эти документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, и таможенного эксперта, соответственно.
Как уже отмечалось ранее, таможенная экспертиза назначается при проведении таможенного контроля на основании системы управления рисками ФТС России. В то же время в некоторых нормах права ЕАЭС и России можно найти прямое указание на случаи, предусматривающие назначение таможенной экспертизы, например [1]:
при проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров (ст. 325 ТК ЕАЭС);
при проверке достоверности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС «при обнаружении до выпуска товара признаков, указывающих на то, что классификация товара является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит проверку таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товара в соответствии со статьей 325 Кодекса Союза и (или) назначает таможенную экспертизу в соответствии с главой 58 настоящего Федерального закона» (ст. 15 ФЗ № 289);
при необходимости проведения идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для доказательства того, что по результатам проведения таможенного контроля, в том числе по результатам таможенной экспертизы, установлено, что готовая продукция не соответствует заявленному производственному (технологическому) процессу (приказ Минфина России от 10.03.2016 № 22н).
Назначение таможенной экспертизы может являться основанием для наложения запрета на совершение определенных таможенных операций, например, на отзыв поданной таможенной декларации (ст. 112 ТК ЕАЭС), на возможность изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров (ст. 113 ТК ЕАЭС) или основанием на продление срока совершения таможенной операции выпуска (ст. 119 ТК ЕАЭС) или срока проведения камеральной таможенной проверки (ст. 288 ФЗ № 289) или может быть основанием для приостановления проведения выездной таможенной проверки (ст. 333 ТК ЕАЭС).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ