"Роль семьи в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья" | Пример курсовой работы

“Роль семьи в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья”

Цель исследования – обобщить теоретический и практический опыт и выявить роль и значение семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ.

Число деток в интернатном учреждении превосходит тот уровень, при котором вполне возможно творение критерий, приближенных к семейным. Группы одновозрастные, число детей в них гораздо больше того, при котором педагог может уделить внимание любому. Это отражается на персоны ребёнка, его поведении, межличностных отношениях. В общении такие детки непродуктивны, нервозны, поспешны. Ребёнок желает любви, внимания и понимания, но не может их воспринимать, так как ошибочно сформирован опыт в общении, где ребёнок занимает отрицательную позицию.
Воспитанники этих учреждений не имеют опыта благополучной домашней жизни. Их взаимосвязи с родственниками как правило атрофированы и разрушены, их не предпочитали и вовсе не ухаживали о них, они одиноки. По отношению к таким ребятам присутствует общественная несправедливость.
В жизни детей-сирот складывается понятие детдомовского «мы». Они делят мир на «своих» и «чужих» – мы и они. От «чужих» они отдаляются и показывают к ним злость, примут на вооружение в собственных целях. Интегративные учреждения пребывают на казенном обеспечивании, потому воспитанники показывают черты иждивенства: «нам должны», «дайте», не показывают бережного дела к вещам, не знают материальной стороны жизни, нет понятия «собственное».
Кроме того детки психологически отчуждены от людей, но даже это выделяет им «оправдание» для преступлений. Изъян любви, полезных впечатлений обычного человеческого общения нередко считаются предпосылкой сексапильных отклонений.
Людям, что жили и воспитывались в семье трудоемко расценить всю её значимость. Образование и социализация таковых деток наблюдается каждый день благодаря взаимодействию с опекунами и недалёкими родственниками. У «домашнего» дошкольника есть эталон для подражания, есть человек, который считается опорой во множества вопросцах, у него есть возможность разъяснить, как взаимодействовать в социуме. Так как почти все среди нас не отмечают, как простые прямые обязанности «по дому», что поручают нам опекуны, становятся главнейшими шагами приспособленности к самостоятельной жизни.
Гигантское воздействие семья оказывает на становление духовной культуры, на общественную тенденцию персоны, мотивы поведения. Являясь для младшего школьника микромоделью сообщества, семья как оказалось главнейшим моментом в выработке системы общественных установок и формирования жизненных планов.
Семья – 1 из основных ВУЗов социализации персоны, непосредственно в семье наблюдается 1-ая, исходная социализация ребёнка. Закладываются базы его формирования как персоны. С небольших лет ребёнок усваивает нормы общего проживания, нормы человечьих взаимоотношений, получает 1-ый опыт общественного взаимодействия. На каких-либо шагах жизни только семья считается местом для получения опыта. Потом в жизнь человека срабатывают такие общественные университеты, как ребяческий сад, среднее учебное заведение, улица, ведь и в это время семья остаётся неимоверно весомой для социализации ребёнка. Семью вполне возможно осматривать как форма базисного жизненного тренинга личности.
Весомой спецификой перечисленных функций считается комплексность: любая необходимость, удовлетворяемая семьей, быть может удовлетворена и без нее, но исключительно семья дает возможность удовлетворить их в комплексе.
Ценным помимо прочего считается присутствие домашних традиций: обычаев, принятых в семье норм, манер поведения, взоров, что передаются из поколения в поколение. Сходственные обыкновению и ритуалы считаются, с одной стороны, одним из актуальных симптомов здоровой и высокофункциональной семьи, с другой стороны, одним из наиглавнейших приспособлений передачи последующим поколениям законов внутрисемейного взаимодействия. Это распределение ролей во всех сферах домашней жизни, инструкций внутрисемейного общения, в том числе приемов разрешения столкновений и преодоления образующихся заморочек. Фамильные обычаи и ритуалы основываются на социальных, религиозных и исторических, но творчески преобразуются и дополняются своими, потому они уникальны для любой семьи.
Таковым образом, бесспорно, семья считается основополагающим институтом жизни. Школьник, воспитанный родителями, не только лишь лучше адаптирован к ежедневной действительности, но и не подвержен ряду ансамблей, что встают у его сверстника, не имеющего семьи.
2. Особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Таким образом, в рамках данной дипломной работы была рассмотрена роль и значение семьи в становлении личности ребенка с ОВЗ.
Были рассмотрены особенности социальная политика государства в отношении особых детей и семей, имеющих особых детей. Приведены законодательные и нормативные акты и документы, регулирующие социальную защиту и поддержку детей с нарушениями развития и их семей, казана статистика в этой области. Выявлена роль образования для детей с ограниченными возможностями, описаны меры, предпринятые Правительством РФ для обеспечения возможности получения образования для таких детей. Также выявлено, какие реабилитационные меры должны способствовать улучшению жизнедеятельности детей, имеющих ОВЗ.
Были рассмотрены основные направления, принципы и технологии социальной работы с семьями, имеющими особых детей. Установлено, что семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, относятся к группе риска. Определена роль социального работника в этой области, выявлено значение работы с родителями особого ребенка как одна из важнейших задач социальной работы в настоящее время. Также описана деятельность социального работника, которая должна включать в себя системный подход для содействия социальной интеграции особых детей от 6 до 18 лет.
На основании проведенного в работе теоретического и практического анализа по указанной проблеме можно сделать вывод, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого ребенка, в том числе и особого ребенка. Социальное развитие и становление личности всегда тесно взаимосвязано с ролью и местом особого ребенка в структуре межличностных отношений семьи. Роль семьи и ее влияния на личность ребенка нельзя переоценить: она занимает гораздо более высокий уровень в данной области, чем садик, школа, влияние окружающего мира.
В становлении личности ребенка, имеющего ОВЗ, значимость семейного воспитания возрастает в несколько раз. Взаимодействие такого ребенка в семье предопределяет его интеграцию в социальную среду, и ее эффективность и адекватность.
Семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, сталкиваются с большим количеством трудностей, в связи с чем, родителям и близким людям особого ребенка необходимо быть готовым к тому, что их ребенок развивается не так, как другие дети. Дети с ОВЗ медленнее проходят необходимые этапы развития и жизненного цикла, а иногда и вовсе не проходят их.
В работе было установлено, что семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, более других семей нуждаются в медицинской, педагогической, социальной и психологической помощи и поддержке, так как без нее они не в силах справиться со всеми трудностями. Но при этом приоритетной задачей таких семей является формирование благоприятного и правильного отношения к своему ребенку и его развитию, способность адекватно реагировать на его неудачи и успехи, оценивать его возможности. Такая позиция существенно повлияет на отношение ребенка к самому себе и к окружающему миру, на его социализацию. Для этого необходимо информировать родителей и близких ребенка в области реабилитации, законодательства, социальных мер. Здесь большая роль отводится социальным работникам и службам. Необходимо, используя все меры поддержки, помочь ребенку с ОВЗ стать более самостоятельным, что, в свою очередь, поможет ему расширить свой круг общения, интересов и возможностей.
Таким образом, воспитание и становление личности ребенка с ОВЗ – фактор, заслуживающий повышенного внимания. Такие дети могут обучаться, как в образовательных учреждениях, так и дома, но где бы ни обучался особый ребенок, его семья в первую очередь должна стать для него главной опорой и поддержкой, главным учителем и воспитателем. Так как ни одно учебное или воспитательное учреждение не сможет дать ребенку с ОВЗ того внимания и любви, которые дает ему его семья.
Цель исследования – обобщить теоретический и практический опыт и выявить роль и значение семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!