Роль преференциальных торговых соглашений в мировой экономике и их влияние на международные бизнес-процессы/

Основной предпосылкой к заключению двусторонних преференциальных соглашений между большинством государств послужили существующая конкуренция между различными режимами торговой политики, а также опасение неопределенности, вызванной изменением преференциального статуса соседствующих друг с другом стран. Заключаемые соглашения, как правило, носят долгосрочный и недискриминационный характер и предполагают значительное снижение уровня тарифной защиты во взаимной торговле.
Преференциальные торговые соглашения – это договоренности о либерализации торговли, которые устанавливают для их участников дополнительные взаимные преференции по сравнению с теми, которые дает членство в ВТО. В рамках ПТС могут регулироваться такие вопросы, как торговля товарами и услугами, защита прав интеллектуальной собственности, инвестиции и конкурентная политика. ПТС могут принести существенные выгоды странам, участвующим в таких договоренностях, и в то же время затронуть торговые интересы других государств.
На протяжении нескольких последних десятилетий прослеживается тенденция роста числа ПТС. Например, по состоянию на июль 2005 г. в ГАТТ/ВТО было нотифицировано 330 ПТС, из которых действовали 180 договоров, однако к 2015 г. количество нотифицированных ПТС увеличилось до 583 (торговля товарами, услугами и присоединения к соглашениям считались отдельно). В настоящее время действует уже более 800 ПТС. Рассмотрим основные характеристики преференциальных торговых соглашений на современном этапе.
Во-первых, большинство существующих сегодня в мире ПТС — это соглашения о зонах свободной торговли, уловиями которых предусматривается полное освобождение или кардинальное снижение существующих таможенных тарифов на торговлю между странами такой зоны свободной торговли. При этом участники ПТС сохраняют за собой право самостоятельно осуществлять регулирование своих партнерских отношений и таможенных тариф с третьими странами, которые не являются участниками ПТС. Тем самым ПТС в виде зон свободной торговли существенно отличаются от ПТС в виде таможенных союзов (например, ЕС и ЕАЭС), условия функционирования которых предусматривают передачу полномочий по регулированию торговли с третьими странами специальному наднациональному органу (Комиссия в ЕС, ЕЭК – в ЕАЭС).
Эти органы наделены правом принимать обязательные решения, и поэтому все таможенные союзы предполагают наличие постоянного суда как для разрешения споров между государствами, так и для осуществления контроля за правомерностью актов этих органов (в том числе с помощью исков от частных лиц). В зонах свободной торговли таких наднациональных органов нет, поэтому отпадает и необходимость в судебном контроле в виде постоянного суда, а споры между государствами решаются посредством создания арбитражей.
Во-вторых, если раньше были популярны двусторонние соглашения о зоне свободной торговли, то в последнее время заключаются соглашения между несколькими странами, причем слово «региональный» давно уже не означает привязку какому-то конкретному региону, а используется лишь для противопоставления этих соглашений универсальным соглашениям, заключаемым на уровне ВТО.
В-третьих, тренд последних лет состоит в заключении так называемых мега–ПТС, создающих зону свободной торговли, охватывающих несколько континентов. Если раньше к таким относилась Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА 1994 года) и Соглашение о Карибской зоне свободной Торговли (КАФТА 2004 года), то сейчас к ним уже можно отнести объединяющее в начале своего существования 12 стран от США до Брунея Транс-Тихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership).
В-четвертых, изменилось содержание этих соглашений. Помимо создания зон свободной торговли, ПТС ныне регулируют вопросы инвестиций, интеллектуальной собственности, защиты прав потребителей, трудовых и экологических стандартов, зачастую идя гораздо дальше, чем существующие нормы ВТО и даже вступая в открытое противоречия с ними (например, ПТС между США и Иорданией прямо устанавливает, что в отношении правил доступа на рынок лекарств применяются нормы этого ПТС, а не положения Соглашения ТРИПС, заключенного в рамках ВТО). При этом все ПТС различаются не только по составу участников, но и по объему льгот и преференций, предоставляемых участникам
В-пятых, стремление участвовать в ПТС охватило практически все страны мира (исключением является Монголия, которая не входит ни в одно ПТС). Нормой становится участие государства сразу в нескольких соглашениях. Например, Вьетнам весной 2015 г. подписал соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, а в октябре того же года успешно завершил переговоры о своем участии в Транс-Тихоокеанском Партнёрстве.
В качестве причин бурного развития такого института международной торговли как преференциальные торговые соглашения можно выделить следующие. Во-первых, порядок разработки и принятия новых норм на уровне ВТО носит достаточно общий характер, в процессе которого принятие соответствующих решений осуществляется исключительно консенсусом. Во-вторых, при заключении преференциальных торговых соглашений сторонам проще договориться друг с другом, а также согласовать более строгие или непредусмотренные ВТО обязательства. Кроме того, ПТС всегда дает возможность ограниченному кругу стран согласовать друг с другом взаимные льготы, беспошлинный выход на крупные рынки и т.п. Согласование таких льгот позволяет получать определенные политические и торговые преимущества в отношениях стран друг с другом, в то время как в рамках ВТО применение те хили иных льгот рассматривается в отношении всех членов этой организации, что препятствует получению каких-либо дополнительных дивидентов какой-либо из зантересованных в преференциальной торговле стран.
В качестве вывода можно отметить, что распространение преференциальных торговых соглашений является характерной чертой современной международной торговли.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ