Роль праздника "День Оленивода" в сохранении и развитии традиционной культуры ненцев | Пример курсовой работы

Роль праздника «День Оленивода» в сохранении и развитии традиционной культуры ненцев

Цель работы – исследовать особенности и значение праздника День оленевода.

Ненцы верили, что духи-покровители и духи-помощники обеспечивают успех промыслов; гарантируют богатый улов; охотничью добычу; обеспечивают безопасность промысловиков; либо наказывают неудачей или несчастьем на промысле за непочтение к ним или неуважительное отношение к добыче. Природные явления также связывались с деятельностью божеств или каких-либо других таинственных сил. Поэтому, чтобы не стать жертвой стихии, необходимо заслужить расположение духов почитанием их и регулярными приношениями, а также соблюдением всех издревле сложившихся традиций и правил: «Самоеды твердо верят, что этими жертвами они могут, если не совсем умилостивить разгневавшегося бога, то во всяком случае на некоторое время освободиться от его грозного суда» [2, с.37].
Большую роль играли благодарственные обряды в честь духов — хозяев местности, рек и добрых духов, которые «не входили в частную жизнь самоеда, а заправляли отвлеченными понятиями, образующими таинственную связь между неодушевленными предметами и сверхъестественным высшим существом, и делают чудеса» [2, с.38]. Злых духов нужно задабривать, добрых — подкармливать, чтобы помогали людям.
Семейные периодические обряды заключаются в принесении благодарственных жертв домашним духам и считаются необходимыми для того, чтобы обеспечить за собой их покровительство.
Семейные периодические обряды, носящие название «хэбидя нгавар», заключаются в принесении благодарственных жертв домашним духам-покровителям и считаются необходимыми для того, чтобы обеспечить себе их покровительство: «С домашними хегами при надобности самоед вступает в непосредственную беседу. Отправляясь на промысел, самоед умилостивляет божка-покровителя, обмазывает ему губы салом или кровью, иногда божок берется с собой в нарту или за пазуху» [2, c 38].
Практически все семейные обряды связанны с оленем. Его жертвовали при рождении ребенка, при родах, при похоронах, перед началом охотничьего сезона, во время магических обрядов, при сильной болезни и т. д. Оленьей кровью обмазывали морду медведя, идолов, священные нарты, предметы. Жертвовали оленя и для духа медведя: «перед тем, как начать душить оленя, Някучи взял голову медведя и три раза обвел ею вокруг шеи пешки». Лесные ненцы предпочитали разделывать убитого медведя вдали от стойбища, чтоб женщины нечаянно не наступили на упавшую каплю медвежьей крови. После того как тушу освежуют, голову медведя заносят в чум, так как она «считается священной — в нее нельзя стрелять, как и нельзя бросать, где попало» [2, c. 40].
Одним из важнейших, занимавших исключительное место в семейном обряде, был культ Огня («Ту’»). В своих основных чертах он был аналогичен подобным культам, распространенным у других северных народов. Самые древние взгляды на огонь неразрывны с представлениями о жилище, поэтому не удивительно, что семейная жизнь всецело связывалась с домашним очагом и его хозяйкой — главным семейным божеством, покровительницей и защитницей дома; она постоянно пребывала над вершиной пламени. К ней люди обращались за помощью и советами, у нее испрашивали благословения и покровительства для членов семьи: «Самоеды воспринимают огонь как живое существо». «Ту’Хада» являлась женским божеством, она охраняла жилище, помогала при родах, отгоняла болезни, очищала людей при нарушении различных сакрально-обрядовых установлений.
Чтобы умилостивить хозяйку огня «Ту’Хада», ненцы приносили в жертву самые лакомые кусочки мяса, добытых на охоте, зверей, забитого домашнего или ритуального оленя. Обязанность присмотра и кормления огня лежала на женщине — хозяйке чума. В. П. Евладову посчастливилось быть свидетелем ежедневного ритуала женщин, который заключался «в подбрасывание в плошку с горящими углями кусочков оленьего сала и подкуривании дымом священного шеста. Во время окуривания женщина издает какие-то глубоко гортанные звуки, хоркая наподобие оленя. Эти звуки едва слышны» [4, c. 140].
Индивидуальный ритуал подразумевает сакральную деятельность человека. К ним можно отнести обряды, выполняемые так называемую сакральными лицами, в первую очередь шаманами. Они связаны, прежде всего, с культом предков, с тотемистическими представлениями и магией.
В тундре жизнь оленевода была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами: «Целый ряд суеверий сопровождает на каждом шагу жизнь кочевника. Поехал на промысел — необходимо захватить с собой идолов, приносящих счастье. Они у него на поясе. Выходит в море — нужно принести жертву морскому божеству, а также вымазать кровью жертвенных оленей, руль лодки, киль и борта, чтобы вода не прошла в лодку. Отвалил от берега — брось серебряную монетку в море, будет добрее. Проезжая по тундре и видя впервые за год жертвенник Тиутей-сале, нужно прикрыть глаза и перевернуть наоборот малицу — иначе бог Тиутей ослепит дерзкого пришельца» [4, c. 149].
Таким образом, мы выделили три группы обрядов и праздников ненцев в зависимости от контингента отправителей — коллективные, семейные и индивидуальные. Стоит отметить, что все они касались буквально всех сторон жизни человека, предписывали ему определенный тип поведения, назначением и результатом которого было умилостивление сверхъестественных сил.
Народная культура ненцев – это многовековой концентрированный опыт народа, это традиции, обряды, обычаи, праздники, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Стоит отметить, что ввиду многих причин большая часть духовного наследия оказались утрачены, однако в силу своей самобытности народ сохранил часть наследия предков в виде своих традиций, обрядов и праздников.
Нами были выделены три группы обрядов и праздников ненцев в зависимости от контингента отправителей — коллективные, семейные и индивидуальные. Большинство календарных (весенне-летние и осенне-зимние) праздников и обрядов ненцев фиксировали наиболее значимые переходные моменты сезонных миграций оленеводов и большей частью были связаны с почитанием различных зверей, птиц, рыб ( «Медвежий» праздник, День оленевода, День Ворона).
По сегодняшний день в Ямало-ненецком автономном округе более 14 тысяч человек занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. Главным праздником тундровиков стал День оленевода, который проводится с конца февраля и до конца апреля, во время между передвижением огромных оленьих стад с юга на север.
День оленевода – это не только возможность узнать древние обычаи и традиции коренных ненцев, но и способ ярко и запоминающиеся провести выходной день.
Роль и значение проводимо ежегодно в Ямало-ненецком автономном округе праздника Дня оленевода неоспоримо велико – это и национальных праздник, способствующий сохранению традиций коренного ненецкого народа, и возможность кочевников отдохнуть и решить социальные проблемы, а также стимул к развитию событийного туризма округа.
Цель работы – исследовать особенности и значение праздника День оленевода.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.