роль православной педагогики в воспитании личности ребёнка | Пример курсовой работы

роль православной педагогики в воспитании личности ребёнка

Цель данной работы – рассмотреть роль православной педагогики в формировании нравственной личности ребенка.

Рассмотрим более подробно духовность христианскую, которая в течение многих веков оказывала формирующее влияние на отечественную культуру. Что из себя представляет христианская духовность? Большинство мыслителей, представляющих русский религиозно-философский Ренессанс, проделали путь от детской религиозной веры к марксизму и материализму, а затем, в более зрелые годы, снова к вере. С.Н.Булгаков обозначил этот путь формулой: «от марксизма к идеализму».
В этой связи в большинстве работ, написанных исследуемыми авторами в зрелые годы своего творчества, духовность рассматривается именно с христианских позиций. При этом необходимо отметить, что христианское мировоззрение авторами воспринимается не догматически, но творческо-философски. Порой мыслители вступают в жаркую полемику друг с другом, временами их суждения достаточно критичны по отношению к позиции официального богословия.
Так, например, чрезвычайно разносторонне образованный философ, ученый и священник П.А.Флоренский, в соответствии с позицией традиционного православия, указывает на губительность для человека “достигнутой духовности” или “прелестной страсти” которая питается гордостью и тщеславием.
Религиозный философ, психолог, педагог И.А.Ильин отмечал, что в практической жизни человек уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что есть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух и что дух и есть главное». Он же писал: «Тело человека несвободно. Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей… Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным…, всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы… Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них не может. Несвободна и душа человека. Прежде всего, она связана таинственным образом с телом и обусловлена здоровой жизнью. Далее она связана законами времени и последовательности…
Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может, законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления и воображения, чувства и воли… Душа не творит сама этих законов…Но духу человека доступна свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Он (дух) имеет дар вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, избрать его или отвергнуть… Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается: дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни».
Таким образом, постоянное взаимодействие души и тела определяет действия, поступки, линию поведения, общения, мотивацию и другие психологические составляющие человека и является подчиненным законам человеческой жизни. То есть под душой и телом понимаются сиюминутные проявления и земные устремления человека. Духовное начало в человеке, по словам И.А.Ильина, является изначально заложенным в человеке, и вынуждено вступать в противоречие с душой и телом с целью их контроля и направления.
И.А.Ильин считает, что стать воистину человеком, то есть духовной личностью, позволяет только внутренний духовный опыт, основой которого является Божественное в нас самих. Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры И.А. Ильин называет любовь, и первое, что может дать эта духовная любовь, — свободу, «ибо без свободы гаснет дух, – а без духа вырождается и гибнет свобода. Первым же проявлением свободы должен быть «совестный акт», который дает нам радость быть свободным в добре». Таким образом, духовность органически соединяется с нравственностью, составляя духовно-нравственные основы и ориентации личности
Заканчивая краткое рассмотрение темы духовности в работах русских философов, отдельно отметим подчеркиваемую многими авторами связь духовности с творческим потенциалом личности.
Таким образом, можно говорить о том, что православная культура в настоящее время переживает новый этап своего развития. это обуслов3лено как попыткой России вернуться в лоно своей культуры, так и назревшими проблемами в сфере нравственности. В настоящее время проблема развития православной педагогики назрела чрезвычайно широко.
Православная педагогика выступает как дисциплина, обосновывающая сущность христианской религии и защищающая христианское мировоззрение от нападок философских и научных концепций, данную религию отвергающих. Она направлена на социум, основной целью ее является объяснение религиозных истин для населения. При доказательстве Бытия Бога, она не отказывается от научных методов, которые служат доказательством непротивопоставления догматов науки и религии.
Социально-культурное направление реализуется через совместную с государственными и частными структурами благотворительную деятельность, проведение праздников, выставок, концертов, организацию летнего отдыха детей и молодежи. Научно-методическое направление интеграции включает в себя научно-исследовательскую деятельность, организацию конференций, чтений, круглых столов по проблемам педагогики, экспериментальных площадок, подготовку преподавателей «Основ православной культуры», разработку ее учебно-методического обеспечения и т.п.
Цель данной работы – рассмотреть роль православной педагогики в формировании нравственной личности ребенка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!