Роль органов прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан и в реализации их обязанностей. | Пример курсовой работы

Роль органов прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан и в реализации их обязанностей.

Цель исследования – правовой анализ роли прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан и в реализации их обязанностей.

В системе защиты прав и свобод личности предполагается, что ребёнок с определенного возраста уже способен реализовывать свои права (пусть и не всегда в полной мере), достиг возраста умственной зрелости. Например, в Европейской конвенции об осуществлении прав детей значится, что дети, лишенные семьи, надлежащей опеки, также обладают соответствующими правами, следовательно, государство обязано выступить в качестве субъекта, защищающего их интересы и оберегающего права и свободы. Так, в п. 2 ст. 1 Европейской конвенции об осуществлении прав детей определена цель Конвенции – обеспечение прав детей и их защита, предоставление им процессуальных прав, облегчение реализации этих прав.
Для защиты прав инвалидов на международном уровне особое значение имеют такие специализированные акты, как Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года.
Так, на международном уровне признана ценность прав и свобод человека, соответственно, на национальном уровне получает закрепление приоритет личности, с помощью внутригосударственных актов определяются условия реализации прав и свобод человека и границы действия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах защиты прав личности. В системе защиты прав и свобод личности в России можно выделить следующих субъектов: органы государственной власти, которые осуществляют судебную и внесудебную защиту, органы местного самоуправления, правозащитные организации. Например, в соответствии со ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ», именно Правительство России осуществляет меры по обеспечению прав и свобод человека. При этом гарантами защиты прав и свобод личности выступает в совокупности законодательная, исполнительная и судебная власть.
Социальный, демократический, правовой характер России как государства предопределил обязанности Правительства Российской Федерации по проведению государственной политики в системе защиты прав и свобод личности. Именно Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение конституционных норм (ст. 4 ФКЗ «О Правительстве РФ»), включая положения статей Конституции России, посвященные защите прав и свобод человека и гражданина.
Для обеспечения и поддержания безопасности внутри страны создаются специализированные органы, наделенные рядом особых полномочий в области защиты прав и свобод личности, что обусловлено конституционно-правовыми нормами: согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ, вопросы правового регулирования и защиты прав и свобод человека относятся к ведению России. В частности, можно упомянуть Федеральную службу безопасности РФ, деятельность которой регулируется одноименным законом (Федеральный закон от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»), и которая признается специфическим органом власти в системе защиты прав и свобод личности. Кроме того, в систему защиты прав и свобод личности в Российской Федерации входят организации, различные судебные инстанции и учреждения международного уровня. Например, граждане России используют своё право на обращение в Европейский суд по правам человека. Исполнение мер общего характера, вынесенных Судом, существенным образом влияет на развитие российского законодательства и формирование административной практики в системе защиты прав и свобод личности. Под влиянием Европейского суда по правам человека в России произошли заметные перемены в государственной политике по защите прав и свобод человека и в правовой системе, в частности, регулярно ведётся работа по реформированию судопроизводства, по совершенствованию исполнения судебных решений.
Бесспорно, система защиты прав и свобод личности является сложным объектом, который следует рассматривать как комплексное явление. Вопросы ограничения прав и свобод личности особенно обостряются, если речь идет о поддержании безопасности, являющейся первостепенной задачи каждого государства, где признается приоритет прав и свобод человека. За исключением прав и свобод, перечисленных в п. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, государству позволено ограничивать права человека при введении чрезвычайного положения. При введении режима чрезвычайного положения конституционные институты, обеспечивающие защиту прав и свобод личности, продолжают функционировать.
Таким образом:
1. Система защиты прав и свобод личности – это целостный комплекс международных и национальных норм и стандартов, посвященных защите прав и свобод человека и гражданина. Система прав человека – совокупность, которая объединяет взаимосвязанные права человека.
2. Права и свободы личности получили признание и закрепление в Конституции РФ, что уже может рассматриваться как гарантия их исполнения, тем не менее, конституционно-правовые гарантии нуждаются в эффективном механизме их реализации. Конституционные гарантии прав и свобод личности – это установленные в демократическом государстве процессуальные права, выступающие в качестве средства защиты основных прав и свобод личности; правозащитные институты и базовые принципы их деятельности; возможные условия и пределы ограничений прав и свобод личности.
3. Заложенные в России основы юридической защиты прав и свобод личности направлены на определение их сущности и правовой природы, а также реализацию механизма защиты. Именно с использованием правовых актов законодатель выражает требования, которые касаются защиты прав и свобод личности.
2. Обеспечение прав и свобод граждан органами прокуратуры в Российской Федерации и за рубежом

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время независимость прокуратуры России в реализации своих полномочий является определяющим принципом ее деятельности, что в полной мере отвечает международным стандартам. Прокуроры осуществляют свои полномочия исключительно на основании соблюдения норм Конституции России и действующих на территории государства законов.
При этом они независимы от других органов государственной власти, должностных лиц, а также решений политических организаций и общественных формирований. Современная прокурорская система Российской Федерации не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти, обозначенных в ст.10 Конституции РФ, поскольку ее функции и полномочия по своему характеру существенно отличаются от законодательной, исполнительной или судебной власти.
2. Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (ст.5) установлены гарантии независимости прокуратуры в реализации полномочий, которые формально отвечают стандартам прокурорской деятельности, признанным во всем мире.
3. Механизм защиты прав и свобод человека – это система обеспечения правового статуса личности, установленная и гарантированная государством, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов власти, правозащитных организаций и самостоятельную реализацию прав и свобод с целью предупреждения, пресечения и восстановления нарушенных прав при обязательном соблюдении надлежащего баланса частных и публичных интересов.
4. На современном этапе прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, и выполняющих различные функции, установленные федеральными законами.
Полагаем, что в современных условиях прокуратура выполняет функции важного элемента в системе «сдержек и противовесов», в частности, принимает и устанавливает меры по устранению нарушений законодательства. Кроме того, прокуратура способствует взаимодействию органов власти, их функционированию, поскольку они заинтересованы в укреплении и сохранении законности. На наш взгляд, подчинение прокуратуры судебной или исполнительной ветви власти может разрушить укрепившуюся систему «сдержек и противовесов», а нарушение ими норм действующего законодательства приведет к непоправимым последствиям
В заключение хотелось бы отметить, что прокурор – это самостоятельный участник процесса, независимое должностное лицо, которое может одновременно являться представителем государства, выступающим с защитой публичных интересов и следящим за соблюдением законов и соответствием судебных решений законодательным нормам. Прокурор – не сторона уголовного или гражданского процесса, поскольку не обладает какой-либо юридической заинтересованностью в исходе дела; не судебный представитель, не защитник, так как независим от интересов заявителя.
Цель исследования – правовой анализ роли прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан и в реализации их обязанностей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!