Роль ОЭЗ в привлечении иностранных инвестиций в экономику РФ | Пример курсовой работы

Роль ОЭЗ в привлечении иностранных инвестиций в экономику РФ

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить особенности иностранного инвестирования в ОЭЗ России, а также разработать рекомендации по решению текущих проблем.

Границы и экономика Китая были закрыты для иностранных компаний до 1976 года, в стране был высокий уровень безработицы, голод и полностью отсутствовали международная торговля и развитые производства. С приходом к власти Дэна Сяопина главной целью страны стала интеграция в мировую экономику. Решено было постепенно открывать границы для инвесторов и международной торговли, для чего были организованы несколько зон. Также были созданы четыре ОЭЗ, в которых инвесторам предоставлялись определенные стимулы, если они участвовали в разработке инфраструктуры и создании производств. Эти четыре зоны, заключившие в себе большое количество иностранных компаний, стали опорными точками роста для всей экономики страны. Успех китайских ОЭЗ у иностранных инвесторов был определен тем, что они не просто получали выгоду от использования дешевой рабочей силы, но и своей деятельностью порождали еще больший спрос на рынке страны.
На данный момент в Китае существуют шесть видов ОЭЗ:
5 специальных экономических зон (СЭЗ). Были созданы на восточном побережье Китая в начале 80-х годов в целях активизации привлечения иностранных инвестиций. Установленный лимит иностранных инвестиций в объекты, самостоятельно утверждаемые СЭЗ, в настоящее время составляет 50 млн. долл. (ранее – 30 млн. долл.). Инвестиции иностранного резидента должны составлять не менее 25% уставного капитала в создаваемом предприятии. Применительно к предприятиям-резидентам СЭЗ используется льготная ставка налога на прибыль (25%) и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей ставки).
90 зон технико-экономического развития государственного уровня (ЗТЭР): зоны, относительно небольшие по площади и расположенные в прибрежных и островных городах, а также в местах стратегического развития торговли и международных связей. Главной задачей таких зон является привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных производств
114 зон новых и высоких технологий, инфраструктуру таких зон создает полностью государство в целях привлечения высокотехнологичных производств, технологий, талантов и для ускорения процесса передачи технологий.
13 свободных таможенных зон (СТЗ). Общий объем внешнеторговых операций китайских СТЗ в 2013 г. составил 317,02 млрд. долл. (+25,0%), в том числе экспорт – 125,2 млрд. долл. (+43,0%), импорт – 191,9 млрд. долл. (+15,4%). Согласно действующему таможенному режиму при импорте продукции, в том числе для нужд предприятий-резидентов, таможенные платежи не взимаются, импортные лицензии не оформляются.
14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня (ЗПЭС). Созданы для развития экономики приграничных регионов страны на базе расширения прямых торговых отношений с соседними государствами и призваны развивать торговлю и приносить прибыль с добавленной стоимости конечной переработки, доработки и комплектации экспортируемых товаров.
шанхайская зона свободной торговли (ШЗСТ). Создавалась в соответствии с мировой практикой и была призвана расширять сферу деятельности в таких областях, как финансовые услуги, услуги водных перевозок, бизнес-услуги, профессиональные, культурные и социальные услуги.
Резюмируя, можно отметить, что эффективное использование режима особых экономических зон – от идеи создания до полной реализации – когда учтены все важные моменты, включая расположение ОЭЗ (близость к районам реализации продукции и к ключевым транспортным узлам), наличие дешевой квалифицированной рабочей силы, благоприятные налоговый и таможенный режимы, хорошую инфраструктуру и максимальные усилия государства по сокращению коррупции и бюрократии, приводит к увеличению интереса со стороны зарубежных инвесторов.
Немаловажное значение в этом вопросе имеют и политические факторы, связанные с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий, которые вместе с неблагоприятными экономическими факторами, к которым следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное законодательство об инвестиционном режиме в ОЭЗ, бюрократическую заорганизованность управления зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в ОЭЗ, плохую пропаганду и рекламу преимуществ специальной зоны, также негативно отражаются на привлечении инвесторов.

В настоящее время особые экономические зоны являются важным инструментом повышения конкурентоспособности государства и усиления его экономического развития. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России, посредством развития ОЭЗ, сегодня является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации, ведь вместе с ними на рынок приходят новые технологии, которые способствуют развитию конкуренции и инновационной направленности российской экономики.
Главной особенностью российских ОЭЗ в привлечении иностранного капитала стало сочетание больших потенциальных возможностей с текущими низкими темпами привлечения инвесторов из-за рубежа в связи с существующими проблемами, которые требуют незамедлительного решения.
Всесторонний анализ динамики иностранных инвестиций в ОЭЗ позволил выявить основные особенности иностранного инвестирования в российские ОЭЗ. Особенности эти таковы, что на данный момент динамика прироста количества зарубежных инвесторов в зоны является низкой. Ежегодный прирост количества иностранных резидентов так же является небольшим. Низкая динамика сочетается одновременно с большим потенциалом ОЭЗ в России. Кроме того, выявлено, что ОЭЗ промышленно-производственного типа являются самыми эффективными в привлечении иностранного капитала. Именно в зоны такого типа на сегодняшний день привлечено больше всего иностранных инвесторов.
Однако, несмотря на хороший потенциал российских ОЭЗ и заинтересованность в инвестировании в зоны потенциальных резидентов из-за рубежа, сегодня инвесторы не торопятся вкладывать в средства в российские зоны. Останавливает их нерешенность многих текущих проблем, таких как ухудшение инвестиционного климата, бюрократия, коррупция, недостаточно развитая инфраструктура, относительно малые налоговые льготы по мировым меркам, затянутый процесс получения статуса резидента ОЭЗ, сложности с решением земельных вопросов, продолжительный подготовительный этап создания зон, отсутствие косвенной поддержки инвесторов; неактивная маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ, относительно небольшие капиталовложения со стороны государства, избыточные ограничения на виды деятельности в зонах и так далее.
В этой связи автором были сформулированы следующие практические рекомендации по решению текущих проблем и стимулированию зарубежных инвесторов: создание для предприятий льготного налогового режима, схожего с льготным режимом для наиболее продвинутых отраслей; упрощение процедуры получения зарубежной компанией статуса резидента ОЭЗ, упрощение процедуры принятия инвестиционных проектов, отмена обязательного лицензирования экспорта и импорта, введение «автоматических» процедур по получению лицензии; адаптация всех элементов хозяйственного механизма ОЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве; рассмотрение возможности создания «комбинированного» типа ОЭЗ (например, разрешение технико-внедренческой деятельности в портовой ОЭЗ);
В целом, практические рекомендации, предложенные автором, могут использоваться в процессе дальнейшего реформирования деятельности российских ОЭЗ. А проведенное исследование является значимым не только для увеличения динамики иностранных инвестиций в российские зоны, но и для увеличения конкурентоспособности российских ОЭЗ на мировом уровне.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить особенности иностранного инвестирования в ОЭЗ России, а также разработать рекомендации по решению текущих проблем.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!