Роль наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Роль наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Целью данной курсовой работы является исследование эффективности наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова)1. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
1.Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием распознающее наблюдение используется при обобщении и систематизации знаний. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др.
2.За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии, он требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т. д. Понимание воспринятого требует установления отношений последовательности с временной характеристикой (хотя бы суммарной, недифференцированной), а также элементарного освоения принципа сохранения и вариативности — понимание того, что объект, оставаясь тем же, меняется. Этот вид наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение, формирует у детей элементы диалектического мышления.
3.Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных задач.
Козлова С.А., Куликова Т.А. предлагают другую классификацию видов наблюдения: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.
ФГОС устанавливает обязательные требования к дошкольному образованию, реализация которых поможет ребенку овладеть социальными нормами и ценностями, поведенческими навыками в различных сферах жизни, в том числе и в природе.
Главная цель экологического воспитания дошкольников – воспитать защитников всего живого, природы, научить детей милосердию, дать экологические знания, а также бережно распоряжаться богатствами природы. Важно, чтобы маленькие дети, при вступлении в большой непонятный мир, научились понимать, видеть и чувствовать, что этот мир очень многокрасочный, разнообразный и многогранный, а мы всего лишь частичка этого мира.
Для реализации экологического образования и формирования экологической культуры дошкольников необходимо грамотно организовать образовательный процесс. Особенностями эффективного образовательного процесса являются: проведение обучения в условиях социальной микроструктуры; создание эколого-развивающей среды, направленной на формирование чувственного и эмоционального восприятия природы; интеграция природоохранной деятельности и трудового воспитания для развития бережно действенного отношения к природе; грамотное использование и сочетание разнообразных форм и методов обучения в процессе непрерывной образовательной деятельности, направленной на формирование бережного отношения к природе и экологической культуры в целом.
Работа с ребенком подразумевает сотрудничество, сотворчество преподавателя и детей и вычеркивала авторитарную модель преподавания. Обучения строятся с учетом наглядно-эффективного и наглядно-образного восприятия ребятами находящегося вокруг мира и ориентированы на развитие экологических знаний и экологично правильного взаимоотношения к естественным явлениям и объектам.
Наблюдение – единственный из способов прямого восприятия. В ходе исследований накапливаются образные представления, какие предоставляют достоверный источник для развития понятий. Наблюдения регулярно обогащают понимание детей новыми знаниями. Наблюдения играют немаловажную роль в природоохранном воспитании дошкольников.
В процессе опытно-экспериментальной работы были апробированы педагогические условия организации наблюдения за окружающей средой по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты констатирующего этапа работы показали, что у детей невысокий уровень сформированности основ экологической культуры.
На основании полученных данных в ходе проведения констатирующего этапа, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и соответственно формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам в условиях наблюдения.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, все задачи решены.
Целью данной курсовой работы является исследование эффективности наблюдений в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!