Роль маркетинга в экономическом развитии страны | Пример курсовой работы

Роль маркетинга в экономическом развитии страны

Целью работы является исследование роли маркетинга в экономическом развитии страны.

Научная и прикладная разработка различных аспектов маркетинга как экономической категории производила целый ряд направлений развития управления и организации маркетинга. Главными среди них является разработка вопросов стратегического управления и обработки программ маркетинга, организация маркетинговых исследований, оценка эффективности маркетинговой деятельности. Указанным исследованием посвящены научные труды таких специалистов, как В. Д. Гончаров, М. В. Козлов, В. И. Комаров, Г. И. Макин Н. С. Тульская, Т. М. Панченко. [11]
В конце ХХ столетия экономическая сущность маркетинга, а также маркетинговые концепции, принципы и функции маркетинга исследовались учеными-экономистами с позиций американского подхода. Сейчас можно говорить о начале формирования маркетинговой школы на основе научных достижений отечественных ученых.
А. В. Войчак выделяет несколько подходов к анализу сути маркетинга – концептуальный, управленческий, функциональный, системно-поведенческий, товарный, институциональный и национальный тому подобное. Л. А. Мороз и Н. И. Чухрай рассматривают маркетинг как деятельность, направленная на формирование спроса и достижения основных целей предприятия путем максимального удовлетворения потребностей потребителей. Например, А. А. Старостина определяет маркетинг как теорию и практику принятия организационных и управленческих решений по формированию рыночной и продуктовой стратегии и целей предприятия на основе проведения анализа факторов внешней и внутренней маркетинговой среды для согласования и реализации экономических интересов главных рыночных субъектов. Из этого определения вытекает структура объекта управления, которую составляют стратегические направления освоения рынков, сбыта и освоение выпуска тех или иных товаров, система формирования целей спектр информации, необходимой для принятия решений общего и специального характера.
Целостность концепции маркетинга обеспечивается соблюдение соответствующих принципов, которые обеспечивают последовательность управленческого воздействия на процессы производства и сбыта продукции предприятия. При этом предприятие формирует собственную концепцию управления своим маркетингом, адаптированную к условиям внешней среды и тенденций развития субъектов отрасли, с учетом организационных особенностей самого предприятия, что делает концепцию маркетинга центральной концепцией управления бизнесом.
В таком контексте маркетинговая концепция управления бизнесом актуализируется как главный инструмент формирования конкурентных преимуществ, ведь именно она позволяет адекватно соотносить требования целевого рынка сбыта с возможностями предприятия, что позволяет ему формировать коммерчески значимые предложения продукции. Последнее модифицирует в процессе реализации и саму концепцию, существенно расширяя спектр вопросов, которые она должна охватывать. Кроме того, мероприятия и действия, предусмотренные концепцией маркетинга, обусловливают необходимость управления их согласованию, актуализирует формирования маркетинговой стратегии предприятия, адекватной вызовам конкурентной среды. [3]
Хотя классическая концепция маркетинга была более надежной основой при разработке стратегий маркетинга, некоторые предприятия понимали, что допускают ошибки и имеют недостатки. Даже предприятие, которое четко придерживается принципов осуществления маркетинговой деятельности, а именно – выполняет исследования целевых рынков сбыта, корректирует товарную политику, позиционирует продукцию на рынке и, соответственно, осуществляет коррекцию ценовой политики, может не получать адекватные целям и задачам своей деятельности экономические результаты из-за наличия конкуренции.
В таком случае не учитывают необходимость ориентации не только на покупателей, но и на конкурентов, что отражено в стратегической маркетинговой концепции. Согласно указанной концепции, предприятие должно удовлетворять необходимости и потребности потребителей, одновременно сохраняя преимущество среди конкурентов для обеспечения длительного получения прибыли.
Экономическое развитие субъектов экономических отношений приводит к росту уровней стандартизации и унификации продукции, что приводит к дублированию решений отдельных субъектов в сфере осуществления маркетинговой деятельности и производит проблему содержания уровня влияния на выбор покупателей на целевом рынке продукции. Именно благодаря актуальности этой проблемы с середины 90-х годов начала развиваться концепция маркетинга отношений. Эта концепция предусматривала направленность маркетинговой деятельности предприятия на установление конструктивных, долгосрочных и привилегированных отношений с потенциальными потребителями.
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и организаций посредством создания свободного конкурентного обмена товаров и услуг, формирующих ценность для покупателя.
Наряду с эволюцией категории «маркетинг» происходили и взгляды на основные его принципы, анализ генезиса которых также позволяет выделить несколько подходов к их формированию. Во-первых, принципы маркетинга позволяют раскрыть его сущностно-содержательное и функциональную нагрузку в практической деятельности. При этом главной сущностной характеристикой принципов маркетинга является соблюдение ориентации на потребителя на основе согласования возможностей предприятия-производителя с запросами потребителей. Во-вторых, принципы маркетинга создают методическую основу для формирования маркетинговой политики предприятий, а также приобретения всеми процессами на предприятии, имеющие отношение к осуществлению маркетинговой деятельности, признаков согласованности и системности.
Развитие рыночных отношений производит актуализацию роли и значения маркетинга для развития предприятий, на чем настаивают многие исследователи. Сейчас перед предприятием стоят задачи самостоятельного принятия решений по объемам и номенклатуре производимой продукции. При этом товарная и ценовая политика становится определяющим инструментом маркетинга, ведь именно эти компоненты маркетинга предприятия производят и определяют политику продвижения, а следовательно, и привлечения покупателей и, соответственно, результаты продаж продукции.
В рыночной экономики роль маркетинга заключается в организации свободного и конкурентного обмена, и эффективной коммуникации между продавцом и покупателем.
1) Маркетинг помогает выявить недостаточно удовлетворенные или неудовлетворенные рыночные потребности и стимулирует разработку новых или улучшенных товаров.
2) Маркетинг разрабатывает эффективную маркетинговую программу для создания и/или увеличения рыночного спроса на эти новые товары.
3) Увеличение спроса влечет за собой снижение себестоимости, что позволяет снижать цены и тем самым способствует появлению на рынке новых групп покупателей.
4) Произошедшее в результате расширение рынка требует новых вложений в производственные мощности, что создает эффект масштаба и стимулирует дальнейшие исследования и разработки по созданию новых поколений товаров.
Целью работы является исследование роли маркетинга в экономическом развитии страны.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!