Роль искусства в обществе | Пример курсовой работы

Роль искусства в обществе

Целью данной курсовой работы является исследование роли искусства в обществе.

Во-первых, предназначение искусства и его миссия могут быть рассмотрены с позиции искусства как эстетического переживания. Опыт мировой истории говорит о том, что сильные и глубокие эстетические переживания зачастую оказывались глубоким душевным потрясением и даже поворотным моментом в судьбе не только отдельного человека, но и целого народа. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил. «Эстетическое состояние» он сопрягал с внутренней свободой человека, преодолевшего зависимость как от морального принуждения, так и от всего чувственно-физического. Красота, по мнению Ф. Шиллера, «восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном – энергию». Сходные мысли впоследствии высказывали Гегель («рассмотрение прекрасного носит свободный характер86» и К. Маркс («наслаждаясь чувственной формой предметов, человек утверждает свои «сущностные силы»).
Теоретики XX века неоднократно обращали внимание на глубинную связь эстетического с межличностным общением. Согласно позиции А.А. Мейера, эстетический подход – это осуществление любви, родственных связей между людьми, их единения. М. Бердсли подчеркивал, что эстетический опыт разрешает конфликты психики, помогает человеку гармонизировать собственную жизнь, «повышает восприимчивость, наполняет пониманием, сближает с окружающей средой». По словам исследователя, сосредоточение на эстетическом предмете будит ощущение свободы, при этом эстетический опыт «развивает способность поставить себя на место других», «развивает «понимание других людей и культур».
Во-вторых, миссия искусства может быть рассмотрена через призму аксиологического подхода, иначе говоря – через учение о ценностях.
В отечественной эстетике данный подход получил распространение благодаря работе Н.О. Лосского «Ценность и бытие». Однако понятие ценности имело место задолго до упрочения аксиологии – еще со времен античности, где фигурировало слово аgatos (в переводе на рус. язык – благо).
Итак, искусство, как и любая другая область человеческой культуры, причастно к миру ценностей: в различных культурно-исторических периодах оно определенным образом ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. По мнению Н.О. Лосского, «обо всем, касающемся человека, можно сказать, что оно хорошо или дурно», а потому ценность – это «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждой поступка».
Очевидно, что представления об универсальных (высших) ценностях исторически изменчивы и различны в составе жизни разных социальных групп. Так, например, в европейской античности высшими благами считались красота, соразмерность, истина, в христианском средневековье была влиятельна триада «вера, надежда, любовь»; в пору Возрождения – высокий статус обрели блага фортуны (богатство, почести), тела (сила, здоровье, красота), души (острый ум, светлая память, воля, моральные и созерцательные добродетели). В эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.) высочайшим благом считался разум; в сменившего его антирационализма (Ф. Ницше), превыше всего стали цениться стихийные порывы человека, его сила и способность властвовать. В. Соловьев предложил свою аксиологическую триаду, которая обновляла средневековохристианскую: любовь, красота, свобода.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что аксиологический подход говорит о возможности художественного осмысления реальности в свете высших ценностей и обнаружения некой просветляющей, гармонизирующей энергии произведения искусства. Очищение, примирение, утешение, которые несет искусство, Аристотель в «Поэтике» назвал катарсисом. Понятие о катарсисе сохраняет свое значение и в нашем столетии. Так, Л.С. Выготский утверждал, что катарсис является своего рода «разрядкой» – освобождением от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения Д. Лукач утверждал, что катарсис знаменует не только примирение и успокоение, но и возбуждение нравственного импульса. Он говорил о «катарсически-этическом» воздействии искусства. Также правомерно говорить и о присутствии катарсиса в смеховых жанрах (по Бахтину, карнавальный смех катарсичен).
Отвержение катарсиса рядом мыслителей XX века было предварено Ницше, который утверждал, что наслаждение от трагедии надо искать «в чисто эстетической сфере», не захватывая областей «сострадания, страха, нравственного возвышения», называл катарсис патологическим разряжением, считая его некоей мнимостью.
По мысли Д.С. Лихачева в художественных произведениях XX века, наряду с катарсическим началом, присутствует другое, устрашающее: в кризисных ситуациях у людей искусства появляется потребность освободить хаос, дать ему волю. При этом «само искусство пугает, как пугает действительность. Где остановиться? Где получить передышку?».
Таким образом, в рамках аксиологического подхода миссию искусства можно сформулировать как воплощение веры художника в сохранность, неистребимость и преемственность ценностей, прежде всего нравственных, транслируемых произведением искусства.
Даже на основании вышеперечисленных подходов можно заключить, что понимание миссии и назначения искусства может происходить в разных плоскостях понимания, из чего видится необходимым проанализировать виды восприятия искусства на основании их зависимости от типа реагирования на произведение искусства.
Главной целью искусства является приобщение человека к красивому, чувственному, интересному и прекрасному, в некоторых случаях даже к противоречивому и необъяснимому. В нашей жизни искусству отведена очень важная и особая роль. Ведь именно искусство заставляет задумываться людей над важными вещами и проблемами, которые окружают человечество, оно не оставляет равнодушными и волнует сознание почти всех. Оно может воодушевлять или заставляет собраться с духом в нужный момент. Искусство порой бывает единственным средством, которое способно вдохновить на подвиг или же поддержать в трудной ситуации.
К середине 20 века обстановка в мире сменилась, так же изменилось и мировоззрение из-за резкого изменения технического прогресса. Появились новейшие формы искусств. Можно сказать, что вся история человечества показана в произведениях искусства. На искусство воздействовали проблемы эпохи, государственный строй, искусство считалось официальным лицом империй и наций. В своем зеркале искусство отражает все грани жизни, и уродливые, и прекрасные, оказывая сильное эмоциональное давление на человека.
Таким образом, для того чтобы произведение искусства смогло способствовать непосредственному и непринужденному обогащению человеческого опыта (в частности, системы связей человека с миром), оно должно характеризоваться недосказанностью, множественностью вариантов извлечения из него смысла, неоднозначностью его толкования, в нем должна содержаться загадка, тайна, провоцирующая такую работу. В связи с этим подлинное произведение искусства всегда условно, и эта условность создает множественность его толкования и переживания, расшатывает смысловые стереотипы. В анализе произведений изобразительного искусства также имеются указания на это, например, в уже упомянутой нами непревзойденной статье В. Н. Прокофьева о творчестве П. Сезанна.
Проблема развития личности взрослого человека далека не только от ее разрешения, но даже от ее постановки. Очевидна неоднократно обсуждавшаяся в зарубежной и отечественной психологии мысль о том, что это прежде всего сфера духовного развития. Однако дальнейшее исследование этого процесса предполагает изучение не только того, в каких формах оно осуществляется (смыслопорождение, рефлексивный выбор траектории собственной жизни), но и того, в каких сферах это движение возможно — в творчестве и переживании встречи с произведением искусства, которые, как мы видим, духовно близки и которые дают человеку свободу для самоосуществления и переживания вовлеченности в жизнь.
Целью данной курсовой работы является исследование роли искусства в обществе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!