роль и место педагогической профессии в современном обществе

Цели и задачи

Цель работы заключается в том, чтобы показать важную роль педагога в процессе обучения и воспитания гармонически развитой личности в условиях поликультурного общества.

Введение и актуальность


Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.
Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.
1.2. Современное образовательное пространство и его субъекты
Понятие «образовательное пространство» появилось в теории педагогики в конце 80-х годов. На сегодняшний день существуют разные толкования этого понятия (Б.Д.Эльконина и И.Д.Фрумина, Ю.В.Сенько, С.Ф.Жилкина), однако суть самого понятия от этого не меняется.
Для эффективного функционирования образовательного пространства необходимо создать условия повышения уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации эффективного взаимодействия с семьей; программно-методического обеспечения процессов взаимодействия с семьей; обеспечения функционирования и развития детско-взрослого сообщества.
Существуют всевозможные формы привлечения родителей в образовательное пространство, в котором без их участия не может быть достигнут желаемый результат в вопросах воспитании их детей на самом начальном этапе обучения. Безусловно, на каждой последующей ступени образования, форма участия родителей в образовательно-воспитательном процессе будет модернизироваться применительно к более высоким профессиональным стандартам[5,67].
Взаимодействие всех субъектов процесса образования в условиях поликультурного общества предполагает сотрудничество на базе диалога взаимных интересов. Особая роль в этом процессе отводится педагогу, поскольку именно педагог – самая важная фигура для ученика в системе образования.
Субъекты образовательного процесса в условиях поликультурного общества
Таким образом, на первый план выдвигается не только его (педагога) квалификация и профессионализм, но и его личностные качества, его мировоззрение и социальная позиция. Только во взаимодействии педагога с учеником происходит развитие личности ребенка. Педагог определяет комплекс специфических методов и приемов воздействия на ребенка, применение которых обеспечивает решение важных образовательный и воспитательных задач, поставленных в ходе учебного процесса. А в условиях поликультурной среды эти задачи приобретают острый социальный оттенок, требующий от педагога максимальной терпимости и любви к детям. Более того, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, специфику его интересов, а также среду обучения, которая в условиях многонационального общества становится поликультурной. Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям:
- развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды
- получение и усвоение знаний о поликультурной среде
- формирование рефлексивной культуры
Однако самыми главными и наиболее эффективными методами контроля практической деятельности учащихся являются такие методы контроля, как написание эссе, заполнение анкет, проведение тестирования и т.д.
Педагог как субъект образовательного процесса обеспечивает воздействие на ученика как субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность и этнокультурные характеристики ребенка.
При этом ученик становится активным субъектом обучения. Деятельность субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, проявляется главным образом на уроках.
Урок – формальная (деловая, официальная) речевая ситуация, которая, как любая речевая ситуация является «коммуникативным действием в определенном временном, пространственном … контексте» [10,25] и побуждает человека к общению. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. В контексте урока речевая ситуация включает следующие основные компоненты:
– участников общения – учитель и ученики (субъекты образовательного пространства)
– место проведения урока – школа (определяет деловой/официальный жанр общения)
– время общения (синхронное/несинхронное – в зависимости от типа урока)
– предмет общения (круг аутентичных тем и заданий по предмету)
– цели общения (урока) (практическая, развивающая, обучающая, воспитательная)
– обратную связь между участниками общения (активная – диалог; пассивная – письмо), а также взаимопонимание между коммуникантами и оценка полученных знаний (контроль).
Урок, как ситуация общения, является фрагментом действительности, включающим в себя цели, предмет прямых участников общения – учителя и учащихся (субъекта и объектов/субъектов образовательного процесса), а также характер их взаимодействия. Помимо прямой цели, в процессе речевого общения на уроке реализуются много косвенных, опосредованных интеллектуальных целей, связанных с познавательно-информационным аспектом общения:
1). передача и получение информации
2). выяснение мировоззренческих позиций говорящего
3). поддержка/опровержение мнения
4). обсуждение проблемы
5). развитие темы
Более того, на уроке ситуация общения моделируется учителем, в которой предметом речевого общения становятся идеи в пределах конкретного задания (темы)[6,89].

Заключение и вывод


Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса – педагога – ученика – родителей – реализуется главная цель образования учащихся – подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида. Готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.
На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов, поскольку функционирование и развитие культур имеет диалоговый характер, предполагает использование методов диалогического общения, лежащего в основе образовательной деятельности ученика как субъекта образовательного процесса. Диалог, беседа. Моделирование, ролевые игры, проектирование – вот те основные методы обучения в системе поликультурного образования. Важность такого образования состоит в том, что оно ведет к снижению социальной напряженности в обществе, формирует личность, открытую к общению, диалогу
Идеальный учитель в дошкольных учреждениях – человек, наделенный сверх важными обязательствами по отношению к маленьким детям, к которым нужно идти с любовью, с открытой душой. Ведь мы в ответе за тех, кого приручаем. Это относится и к животным, и к детям, в первую очередь – к тем, кто сам еще не окреп или не может постоять за себя и побороться за свое место под солнцем. Именно учитель должен помогать детям почувствовать уверенность в своих силах и любовь взрослых. Учитель – это призвание.
В ходе исследования достигнута цель работы - показана важная роль педагога в процессе обучения и воспитания гармонически развитой личности в условиях поликультурного общества.
Для реализации поставленной цели исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрен опыт великих учителей прошлого
-рассмотрены субъекты образовательного процесса в условиях поликультурного общества
- выявлена роль учителя на разных этапах жизни человека:
- в дошкольном образовании и воспитании
- в школьном образовании и воспитании
- в рамках высшего образования
- определены современные тенденции возрастания роли преподавателей вуза, расширение диапазона педагогического и психологического воздействия на учащихся.
- доказано, что фраза «профессия педагог» звучит гордо.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ