Роль и функции государства в политической системе общества | Пример курсовой работы

Роль и функции государства в политической системе общества

Цель работы заключается в рассмотрении роли и функций государства в политической системе общества.

Формы правления делятся на монархические и республиканские. В монархии формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству. Монархии бывают абсолютные, т.е. такие, в которых власть главы государства ничем не ограничена. Это Саудовская Аравия, Катар, Оман. При султанах и эмирах в этих государствах иногда имеются совещательные органы, но с очень ограниченными функциями. Кроме того, существует конституционная монархия, которая в наиболее развитой форме напоминает парламентскую республику. В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на дуалистические (такие, в которых монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной) и парламентские (в которых монарх чаще всего выполняет только представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента, но правом этим практически не пользуется). Дуалистические монархии – это Иордания, Кувейт, Марокко. Парламентские монархии сосредоточены в основном в Европе, это Великобритания, Бельгия, Испания, Дания, Швеция и другие.
Особый вид монархии существует в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии – это так называемая выборная монархия. При такой монархии абсолютные монархи – главы субъектов государства – выбирают единого правителя государства из своей среды.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы управления избираются гражданами. В современном мире существует три типа республик: парламентская, президентская, смешанная.
Под формами государственного устройства понимаются административно-территориальное и национальное устройство государства, которым раскрывается характер взаимоотношений между составными частями такого государства, а также между его центральными и местными органами.
Конкретный выбор формы государственного устройства зависит от многочисленных факторов внутреннего и внешнего характера. Так, напр., сегодня те государства мира, где присутствует многонациональный состав населения, а также большие территории, являются федеративными.
Достаточно часто на практике федеративное государство, по сути, является унитарным. Чаще всего, основой такого несоответствия является политический фактор. Процесс такой трансформации обусловлен присвоением федеральными органами государственной власти ряда важнейший полномочий (в первую очередь – экономических), результатом чего является фактическое превращение федеративного государства в государство унитарное.
Для унитарного государство характерны ряд следующих признаков:
– наличие одной системы высших органов власти: представительной, исполнительной и судебной;
– наличие одной конституции, финансовой, налоговой и законодательной системы, а также единых вооруженных сил;
– наличие местных органов власти, которые признаками суверенитета не обладают.
Централизация, присущая всем унитарным государствам, может проявляться в разных формах и в разной степени. Для некоторых унитарных стран характерно отсутствие местных органов и управление административно-территориальными единицами осуществляется представителями центральной власти. В других государствах органы местной власти создаются, однако они находятся по контролем (прямым или косвенным) у центральной власти.
Унитарные государства, в зависимости от вида контроля подразделяются на централизованные и децентрализованные. Для некоторых унитарных государств свойственно использование предоставления одним или нескольким административно-территориальным единицам более льготного статуса. В юриспруденции такое государство получило название «регионалистское» (Испания, Италия, Никарагуа, Китай), и характеризуется наличием у некоторых структурных территориальных подразделений административной автономии.
Подобная форма государственной устройства применения находит в тех случаях и там, где необходим учет специфических интересов территориальных единиц (географических, национальных, исторических, этнических, религиозных). Так, напр., в Греции статус автономного образования имеет остров Афон. На территории острова расположено 20 православных христианских мужских монастырей. Это фактически, монашеская республика, которая находится в составе светского государства, имеющая свои органы управления и свои строгие порядки, установленные на протяжении веков.
Как правило, у автономных образований права по самоуправлению несколько шире, нежели у остальных административно-территориальных единиц. В то же время самостоятельность автономий допускается исключительно в тех пределах, которые ей установлены центральной властью. Для унитарного государства характерно также функционирование местного самоуправления и действие муниципальных органов.
Федеративное государство характеризуется рядом следующих признаков, к числу которых относятся:
наличие двух систем органов власти – федеративной и субъектов федерации;
федеральная территория состоит из территорий отдельных ее субъектов (республик, земель штатов). В то же время все субъекты Федерации, их территория, составляют единую федеральную территорию;
граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей страны;
федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Подводя итоги работы, хочется отметить следующее. Государственные функции, как мы выяснили, обусловлены стоящими перед государственной властью основными задачами, причем задачи эти меняются в ходе развития общества и государства. Формирование функций государства происходит в процессе становления и развития государства.
Функции государства состоят в основных направлениях государственной деятельности по реализации тех или иных задач для достижения стоящих перед обществом целей, обусловленных сущностью того или иного государства и его социальным назначением.
Среди главных признаков государственных функций следует выделить:
их тесную связь с сущностью конкретного государства;
направленность на решение определенных задач для обеспечения интересов общества и государства;
изменение целей в зависимости от этапа становления, развития и дальнейшего укрепления государства.
Итак, функции государства видоизменяются с течением времени, они обусловлены задачами государства в определенный исторический период.
«Как правило, государство способно управлять эффективно, когда функции его соответствуют в полном объеме насущным запросам общества. Что касается классификации функций государства, то она может осуществляться в зависимости от разных факторов». Сегодня наиболее используемым является критерий, согласно которому функции делятся на внешние и внутренние.
Среди функций внутренних выделяют социальную, экономическую функцию, культурную, экологическую, функцию сбора налогов, охраны правопорядка и иные. А среди внешних функции наиболее распространены следующие: функция обеспечения обороноспособности страны, функция взаимодействия с мировым сообществом по насущным всеобщим вопросам и интеграции в мировые системы с целью разрешения глобальных вопросов, функция поддержания мира и общемирового порядка.
Среди новых появившихся в наше время функций государства можно назвать информационную, а также и миграционную функции, которые имеют все признаки государственных функций.
Кроме того, в течение последних лет стали для развитых государств характерными некоторые так называемые глобальные функции, которые обозначают деятельность стран в области космической деятельности, сохранности экологии и природоохраны и иных. Подразумеваются такие сферы деятельности, которые способны оказать существенное влияние на человеческое сообщество в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что функции государства есть совокупность взаимосвязанных действий элементов механизма государства, направленная на достижение государственных целей, в сотрудничестве с другими странами мира.
Под методами осуществления государственных функций (убеждение, принуждение, рекомендация и поощрение) понимают способы, с помощью которых органы государственной власти осуществляют свои государственные функции.
«Главной целью современных государств должно стать обеспечение интересов и благополучия их жителей. Для этого необходимо достичь поступательного экономического развития, социальной стабильности, чему должна помочь разработка на государственном уровне механизмов и направлений деятельности по обеспечению устойчивого развития».
Цель работы заключается в рассмотрении роли и функций государства в политической системе общества.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!