Роль государства в регулировании поведения фирм в рыночной экономике

Цели и задачи

Цель работы – изучить роль государства в регулировании поведении фирм в рыночной экономике.

Введение и актуальность


Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды (экономические, экологические, политические и социальные условия), в которой существует и функционирует фирма.

1.3 Типология предприятий

В зависимости от избранных критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать по-разному.
По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные. Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.
Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Выделяют единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» - предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:
1) в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.;
2) в науке и научном обслуживании - 60 чел.;
3) в сельском хозяйстве - 60 чел.;
4) в оптовой торговле - 50 чел.;
5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
В зависимости от вида выпускаемой продукции (вида работ) предприятия разделяются:
1) промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства;
2) сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
3) предприятия строительного комплекса, транспорта и связи.
С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.
В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (строительной, металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим, в машиностроительной отрасли имеются металлургические, химические, транспортные и строительные предприятия, электростанции и пр. Поэтому в народном хозяйстве отраслевую принадлежность предприятия определяют по 2 признакам: административно-организационному и продуктовому (чистому).
По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, литье, поковки для машиностроения, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т. д.
Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.
По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями.
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид.

Заключение и вывод

Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.
Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.
И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.
Существующие механизмы согласования федеральных и региональных интересов неэффективны и являются только средством достижения авторитарной политики центра. В рамках этих структур согласования основных программ социально-экономического развития России, направлений федеральной региональной политики как такового, не происходит. Фактически все решения указанных инстанций, связанные с разработкой и согласованием приоритетов социально-экономического развития страны и регионов, используются федеральным центром в основном для легитимации собственных решений и для "успокоения" региональных лидеров, создавая у них "иллюзию причастности" к разработке судьбоносных решений.
Нам представляется весьма полезным для реального функционирования механизмов координации и согласования политики федеральных и региональных властей внедрить в практику государственного управления Российской Федерации механизмы, схожие, например, с механизмами CPER - "контрактов планирования" во Франции или с канадскими "Общими соглашениями по развитию". В рамках данных систем осуществляется постоянная координация деятельности федеральных и региональных отраслевых ведомств в процессе разработки проектов федеральных решений.
Именно работой по сведению варианта таких контрактов, в частности, могло бы заниматься федеральное ведомство по региональной политике и развитию федеративных отношений.
Окончательные варианты контрактов - комплексные программы социально-экономического развития в свою очередь подписывались бы Президентом Российской Федерации и руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и утверждались законодательными (представительными) органами власти в регионах.
Немаловажную роль будет играть установление единого комплекса стандартов, методов и моделей, реализующих алгоритм обработки и представления информации в процессе формализации приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, определение комплекса технических (в том числе и программных) средств, на основе которых эти модели будут функционировать.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ