Реинжиниринг бизнес-процессов

Процессный подход предполагает рассмотрение деятельности и ресурсов компании как составляющих систему процессов. Организация в этом случае управляет процессами. Что касается функционального подхода, он подразумевает, что главным предметом управления считаются определенные функции подразделений компании.

1.2 Бизнес-процессы управления персоналом

Одним из основных бизнес-процессов считается процедура управления персоналом.
Далеко не всегда руководство персоналом осуществляется системно и на плановой основе. Основы и ценности, которые лежат в основе работы с персоналом могут быть не сформулированы, либо совсем не объединены со стратегией компании. Концепции мотивации бывают сложны для осмысления и расчетов, а их результативность не отслеживается.
В результате эффективность работы компании падает, текучка сотрудников увеличивается, некоторые должности остаются много месяцев не закрытыми. Опускается качество сервиса клиентов, увеличиваются реальные расходы на персонал (даже в случае, если фонд заработной платы уменьшается).
Майкл Армтсронг в книге «Практика управления человеческими ресурсами» дает вот такую трактовку: «Управление человеческими ресурсами (УЧР) возможно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению более значимым активом компании: трудящимися там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение вопросов компании. При этом главная задача УЧР – это гарантировать достижение успеха данной компании с помощью людей»19.
Определенные авторы разделяют понятие УЧР и «управление персоналом».
Структура бизнес-процессов – это форма бизнес-процессов компании, которая отображает иерархию действий и взаимосвязи между ними, подразделениями и внешним окружением через входы и выходы. Все без исключения входы/выходы имеют собственного поставщика/получателя: процесс, подразделение, конкретного сотрудника, внешнего контрагента 16.
Бизнес-процесс – периодически возобновляемая, управляемая деятельность, итогом которой считается определенный ресурс, имеющий ценность для определенного покупателя (клиента). Потребитель может быть как внутренний, так и внешний.
Поэтому проанализируем в первую очередь структуру процессов УЧР, их взаимосвязь между собою, прочими процессами и стратегией фирмы.
Так как концепция управления персоналом включает конкретные элементы, выходящие за определение бизнес-процессов, будем использовать дополнительное понятие. Его рабочее название – универсальная процедура. Это регламентированная деятельность, которая может схожим способом выполняться в рамках каждого проекта либо бизнес-процесса. Её итогом может быть материальный либо информационный продукт, который используется далее в процессе либо проекте.
Например, в программировании некоторая стандартная функция или процедура – скажем, сложение строк – может использоваться в самых разных случаях: при описании классов, объектов, других процедур и функций.
Применение подобных процедур в целом может облегчить регламентацию процессов. Их возможно описать один раз. Если они снова встретятся, в других регламентах процессов, достаточно будет сделать ссылку на нужный акт. За счет этого упрощается чтение регламента, экономится время, а кроме того, достигается конкретное однообразие в деятельности.
Рассмотрим общую схему управления человеческими ресурсами (УЧР) (рис. 1 приложение 1) 18.
Кратко суть системы УЧР можно выразить следующим образом:
(1) В компании существует явные или неявные видения деятельности, стратегические цели и задачи, которые определяют принципы и стратегические цели управления персоналом.
(2) Стратегические цели управления персоналом в свою определяют конкретные бизнес-процессы УЧР.
(3) Также они определяют универсальные процедуры УЧР.
(4) В соответствии с правилами и принципами, установленными в процессах и процедурах, осуществляются конкретные акты управления персоналом.
(5) При этом для работы с информацией о персонале используется специальная база данных (далее «БД Персонала»).
Рассмотрим отдельные элементы приведенной схемы.
Видение, стратегия и цели компании – влияют на все процессы, связанные с управлением персоналом. Они составляют базовые принципы, на которых строятся конкретные процессы и процедуры, также они необходимы для планирования и целеполагания деятельности по УЧР.
Два важных принципа стратегии УЧР:
1. Она должна быть частью стратегии целой фирмы. Все принципы и ценности должны быть едиными и не противоречить друг другу. Упрощенно, если компания ориентирована на предоставление уникального продукта в высшем ценовом секторе, то и политика УЧР должна ориентироваться на такой результат, учитывать высокий профессиональный уровень персонала, низкую текучку кадров, сохранение творческого потенциала и т.д.
2. Базовые основы управления персоналом в части найма, мотивации, обучения, управления карьерой должны быть определенными, четкими, ясными. К примеру, принцип премирования персонала, определенный как «за труд мы платим справедливо», для сотрудников на самом деле не выражает ничего определенного. Так же, как и принцип, положенный в основу обучения персонала «мы не скупимся на обучение сотрудников». И наоборот, принцип «в нашей компании нет переменной части оплаты труда, а постоянная – вводится один раз в год по итогам аттестации», хотя и может не отвечать чьим-то суждениям о системе мотивации, но зато станет простым и понятным. При условии, что и основы проведения аттестация будут также определены.
Определенные стратегические цели фирмы предпочтительно выражать в цифровом виде. Они нужны для планирования и целеполагания процессов УЧР. Увеличение производства, продаж, внедрение новейших технологий и т.д. должны быть предварительно запланированы не только лишь в части оснащения, программного обеспечения, маркетинговых промоакций, финансирования и т.д., но и в части найма, обучения, мотивация, карьерного роста сотрудников.
Плановые значения показателей процессов управления персонала также должны быть объединены с общими стратегическими целями.
Пример стратегического плана работы с персоналом основанного на основных пунктах плана развития компании.
Для каждой ячейки определяем основные цели, мероприятия по достижению целей, критерии достижения целей, плановые значения целевых показателей 16.
Таким образом, в соответствии с общей схемой, к бизнес-процессам УЧР относятся те, что непосредственно связанны с управлением персоналом – найм и отбор персонала, проведение обучения, планирование карьеры и т.д. Приведенный перечень бизнес-процессов не является полным и окончательным. Компании на практике сами выделяют те или иные процессы, исходя из своего масштаба, особенностей культуры управления, видов деятельности и т.д.
Аналогичным образом остальные процессы управления персоналом связаны между собой с другими бизнес-процессами компании.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ