Региональная политика в зарубежных странах: цели, задачи, направления, механизмы. | Пример курсовой работы

Региональная политика в зарубежных странах: цели, задачи, направления, механизмы.

Цель работы: анализ региональной политики в зарубежных странах.

Внутренняя стабильность, которой удалось достичь благодаря успешной экономической политике, привела к преодолению большей части отрицательных явлений, которые возникли вследствие последней всемирной рецессии 2008-09 гг. Экономический спад тогда достиг 7,2%. ВВП Великобритании превысил докризисный показатель лишь в 3-м квартале 2013-го. Но в конце 2014-го года ВНП на душу населения всё ещё был ниже докризисного, только сфера услуг превысила докризисные показатели. В середине 2015-го года ВВП на душу населения был ещё ниже пикового значения, которое было зафиксировано в 1-м квартале 2008-го. Благодаря стремительному технологическому развитию и жёсткой конкуренции на всемирных рынках были созданы новые условия для каждой сферы экономики Великобритании, вследствие чего перед бизнесом постоянно стояла проблема выживания. Обязательным условием экономической политики в этой ситуации правительство считает создание таких рынков труда и товаров, которые могли бы эффективно и быстро приспособиться к изменяющимся условиям, которые отражаются на прибыльности предприятий и их конкурентоспособности (появление новых рынков, новых конкурентов, повышение эффективности технологий, трансформация спроса, повышение стоимости сырья).
Сумма внешнего долга достигла 1 959 000 0000 000 долларов США (3-е место в мире после Японии и США) – это 396% ВВП.
С 2001-го по 2007-й год средняя месячная зарплата увеличилась в стране с 2840 евро до 3220 евро, но к 2009-му упала, составив 2640 евро. Согласно версии Би-би-си, в 2009-м году неравенство в Великобритании увеличилось на 40% в сравнении с 1974-м годом.
Герма́ния (нем. Deutschland), официальное название — Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ (нем. BRD) — государство в Центральной Европе. Площадь территории — 357 408,74 км². Численность населения на 31 декабря 2015 года — 82 175 684 жителей. Занимает 17-е место в мире по численности населения (2-е в Европе) и 62-е по территории.
Столица — Берлин. Государственный язык — немецкий. Около 65 % населения исповедует христианство.
По уровню экономики Германия входит в семерку самых развитых стран в мире. Отраслевая структура экономики базируется на сфере услуг (социальная отрасль) и промышленности (отрасль материального производства), поскольку страна не обладает достаточными запасами полезных ископаемых. На услуги приходится около 54 %, на производство – почти 46 %, агробизнес занимает 0,1–1,5 % национальной экономики.
По принципу организации экономика Германии социально-рыночная, то есть подразумевает свободу рыночных отношений наравне с активным участием государства в социальной сфере.
Вмешательство государства проявляется в поддержке начинающегося бизнеса – выдача кредитов, субсидии и другая помощь, а также развитии важных отраслей хозяйства, равномерном разделении социальных благ между слоями общества, обеспечении всем гражданам достойного уровня жизни и сглаживании социальных противоречий. При этом налогообложение довольно высокое и многообразное.
Общая характеристика экономики Германии более наглядно выражается в значениях некоторых показателей и их изменениях по годам. Конкретные статистические данные за 2015–2017 годы (согласно Мировому атласу данных) показаны в таблице.
Показатели 2015 год 2016 год 2017 год
Территория, км 2 348 900
Население, млн 81,7 82,7 82,6
Размер номинального ВВП, млрд USD 3777,0 3479,0 3651,0
Уровень инфляции, % 0,10 0,4 1,6
Безработица, % 4,6 4,2 3,8

Плотность населения Германии составляет 230 чел/км2 и является одной из наибольших среди европейских стран. Характерным при этом является разбросанность жителей по территории страны: более 90 % проживают в городах, остальные – в небольших населенных пунктах с количеством жителей менее 2 тыс. человек.
Экономика Германии — первая по величине в Европе, и пятая в мире. Германия является ведущим экспортером оборудования, транспортных средств, химикатов, и бытового оборудования; в экономике Германии задействована высококвалифицированная рабочая сила.
Административно-территориальное устройство Германии очень схоже с российским, поскольку именно германская модель была использована в качестве основы при построении нашего федерализма.
Германия состоит из 16 федеральных земель. Федеральные земли обладают особым правовым статусом: каждая из них имеет свою конституцию, однопалатный законодательный орган – ландтаг и правительство во главе с министром-губернатором.
Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации.
Несмотря на то что в Германии огромные территории отведены под земледелие, занятость в сельском хозяйстве составляет всего около трех процентов работоспособных граждан. Вклад в общий ВВП также невелик и составляет 1–2%, что объясняется высокой степенью индустриализации экономики страны.
Однако это не мешает занимать лидирующее (после Франции) место в мировой экономике Германии по производству основных сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, пшеница, кукуруза, сахарная свекла, картофель) и животноводческой продукции. Кроме того, страна на все 100 % самообеспечена говядиной и молоком, и на 80 % – свининой.
Высокая производительность обеспечивается за счет использования инновационных методов агротехники и механизации процессов труда. Благоприятные климатические факторы и плодородные почвы позволяют фермерам без труда выращивать богатый урожай, часть которого идет на удовлетворение потребностей животноводства, то есть на корм животным и птице.
Между федеральным и региональным уровнями помимо собственных полномочий выделяют предметы совместного ведения. За принятием законов, касающихся взаимодействия регионов и центра, на федеральном уровне следит представительный орган земель – бундесрат. Земельным правительствам подчинены муниципальные органы власти и управления, которые решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.
Применение политики выравнивания в России позволила бы за достаточно короткий срок решить проблемы слабых регионов и повысить потенциал их развития. Но сейчас большая часть доходов изымается из регионов в пользу «центра», что не дает возможности самостоятельно развиваться благодаря имеющемуся потенциалу.
В России экономические механизмы политики в регионах и взаимодействие на уровне «центр – субъект» и «субъект – субъект» функционирует не слаженно. В ФРГ, наоборот, образец взаимоотношений этих уровней считается наиболее рациональным.
Неотъемлемым фактом качественной региональной политики и функционирования местного самоуправления в Германии является применение метода планирования в этих вопросах. Последнее время в России также внедряют планирование в систему управления, которая должна применяться в регулировании территориальных процессов с целью улучшения их благосостояния.
Следовательно, решение проблем регионального управления можно найти, используя опыт Германии в развитии регионов, имеющих явные диспропорции доходов и возможностей. Так необходимо оптимизировать систему институтов, занимающихся разработкой и реализацией программ развития этого уровня, осуществлять единую политику центра и регионов. Важное значение имеет добросовестное выполнение стратегий развития. Основным акцентом в развитии каждого региона следует сделать применение опыта бюджетного федерализма Германии.
Цель работы: анализ региональной политики в зарубежных странах.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!