Региональная политика: цели, средства, инструменты

Цели и задачи

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.

Введение и актуальность


Основополагающие положения региональной политики РФ.Основные положения стратегии развития регионов России нашлиотражение в направлениях государственной региональной политики, отраженных в VII разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ 2008 [4], далее - Концепция развития России, состоит из 8 разделов.
1. Согласно Концепции развития России целью государственной политики регионального развития РФ возложено обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и уровня жизни. При этом сбалансированное территориальное развитие государства предполагает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий проживания граждан, комплексного развития и повышение конкурентоспособности экономики регионов[15].
2. Стратегическими целями государственной политики регионального развития РФ до 2020 года являются:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и еерегионов;
- Стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидацияресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;
- Развитие человеческого капитала, повышение пространственной иквалификационной мобильности населения;
- Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации;
- Повышение качества управления и использования общественныхфинансов на субфедеральном уровне.
3. Сбалансированность социально-экономического развития регионов является одним из ориентиров социально-экономического развития РФ. Достижения этого приоритета определяется с помощью синхронизации такихнаправлений региональной политики как:
а) стимулирование экономического развития путем создания новыхцентров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ, то есть формирование взаимосвязанной системы полюсов, так называемых «зон опережающего развития», которые в дальнейшем будут обеспечивать подъем окружающих регионов. Происходить это будет в несколько этапов:
до 2012 года усилия будут направлены на развитие научно-технического и образовательного потенциала сложившихся «зон опережающего развития», обеспечивающих приток населения и инвестиций: крупные города, порты, территории, где сосредоточены ресурсы;
после 2012 года - поддержка и развитие перспективных центровопережающего развития - формирование территориально-производственныхкластеров (не менее 6 - 8), ориентированных на высокотехнологичныепроизводства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией такихкластеров в урбанизированных регионах (Поволжье, Южный и СреднегоУрал, Сибирь, Дальний Восток);
формирование территориально-производственных кластеров на слаборазвитых территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья ипроизводство энергии с использованием современных технологий (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Южно-Якутский территориально-производственный комплекс);
развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем предоставления услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими ресурсами (Забайкальский край);
б) координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических. Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен быть ориентированы на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов, с учетом определенных Концепцией развития России перспективных направлений развития регионов.
в) сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения врегионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетнойполитики.
3. Основными принципами государственной политики региональногоразвития России определены [16]:
- Скоординированность принятия на федеральном, региональном иместном уровнях мероприятий по созданию условий для развития отраслейэкономики и социальной сферы и формирования центров опережающегоэкономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждогорегиона;
- Предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечениязаконодательно определенного минимального уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей получения качественного образования, медицинского и культурно-развлекательного обслуживания;
- Предоставление финансовой поддержки регионам с целью сокращениядифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренныхгосударственной политикой;
- Развитие инфраструктурного обеспечения территорий и созданиеусловий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а такжерешение вопросов социального развития, включая повышениетранспортной доступности территорий;
- Совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
4. Среди основных направлений совершенствования системы государственного регионального управления в Концепции развития России определены:
- Развитие зон опережающего экономического роста. При этомпринципиально важным признано решение задачи развития федеральнойинфраструктуры, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с пространственной организацией указанных зон;
- Координация стратегического планирования при разработкедолгосрочных программных документов развития отраслей экономики исоциальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации и долгосрочных (федеральных) целевых программ с учетомопределенных Концепцией развития России перспективных направлений развития регионов. При этом долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных образований, а в совокупности такие программы должны формировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса;
- Комплексные мероприятия, предусматривающие не только предоставление финансовой поддержки, направленной на выравнивание бюджетного обеспечения соответствующих субъектов РФ, но и предоставления целевой финансовой помощи региональным проектам развития, в том числе за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации и через создание особых экономических зон;
- Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными принципами.
Современная структура региональной экономики представлена разными формами собственности и хозяйствования, поэтому региональная политика должна быть направлена на создание равных условий для развития всех предприятий.

Заключение и вывод

Традиционно под социально-экономическим потенциалом понимают «власть», способность социально-экономической системы к производству и воспроизводству ее структурных элементов. Этот подход стал результатом устоявшейся парадигмы ограниченного и четко определенного набора целей экономической деятельности, которая функционировала на основе плановой экономики.
Однако в условиях свободы хозяйствующих субъектов становится очевидным, что проблема заключается не только в нехватке средств для конкретной цели, но и в формировании и выборе самих целей. Потенциальные возможности системы открыты только через конкуренцию («Конкурс как процедура открытия»), которая служит катализатором для открытия новых способов связать факторы производства, создания новых технологий, новых продуктов и новых рынков , Поэтому одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социально-экономической системы, является степень конкурентоспособности экономических агентов.
В исследовании рассматривается подход к учету социально-экономического потенциала региона как совокупности ресурсов района и свойств, определяющих, насколько устойчиво и эффективно функционирует социально-экономическая система в меняющихся условиях окружающей среды. Результатом развития выступает, прежде всего, рост благосостояния населения. В этом аспекте мы также можем рассмотреть степень и эффективность использования социально-экономического потенциала региона.
Социально-экономический потенциал как экономическая категория отражает сложные, многоплановые, агрегированные и консолидированные процессы, коммуникации и отношения. Из-за этого разнообразия и сложности категория социально-экономического потенциала недостаточно исследована, она не рассматривается как объект и предмет независимого, целенаправленного и систематического изучения как социально-экономического потенциала государства, так и с уважение к потенциалу Российской Федерации.
В работе представлена ​​актуальность выявления и оценки социально-экономического потенциала региона. Проведено теоретическое исследование подходов к структурированию социально-экономического потенциала региона, на основе которого предложены собственные методологические инструменты, позволяющие в дальнейших исследованиях провести комплексную оценку отдельных субъектов Российской Федерации. В предлагаемом подходе выделены ключевые условия, определяющие готовность региона к экономическим реформам и развитию, что существенно для вариантов генерации и обоснования стратегического выбора территориального развития, а также формирования экономически жизнеспособного государства. и региональная политика.
В исследовании систематизированы различные подходы к структурированию социально-экономического потенциала региона. Внесены дополнения в методологию комплексной оценки социально-экономического потенциала региона, основанную на методе интегральных оценок, который позволяет определить общую доступность ресурсов, а также безопасность их индивидуальных взглядов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ