Реформирование пенсионной системы России: текущие проблемы и перспективы их разрешения | Пример курсовой работы

Реформирование пенсионной системы России: текущие проблемы и перспективы их разрешения

Цель курсовой работы заключается в выявлении текущих проблем, связанных с созданием справедливой и финансово-устойчивой системы пенсионного обеспечения РФ и рассмотрении перспектив их разрешения.

Реформа пенсионной системы в России вступила в силу 1 января 2002 г., когда со всей очевидностью стало ясно, что на фоне тревожной демографической динамики пенсионное бремя государства продолжает расти из года в год. Россия перешла от распределительной пенсионной модели к солидарно-накопительной модели пенсионного обеспечения.
В CCCР действовала распределительная или «солидарности поколений» система пенсионного обеспечения, при которой выплата пенсий пенсионерам производилась за счет средств, полученных от налогообложения заработной платы работающих граждан. Основным недостатком действующей пенсионной системы является крайне низкий размер пенсий, обрекающий пожилых людей и инвалидов на существование за чертой бедности.
Солидарно-накопительная пенсионная система (в Германии она называется «капиталообразующая система» для обеспечения старости) предполагает одновременно функционирование государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. Особенность этой системы состоит в том, что пенсия является частной собственностью гражданина, которые имеет полное право распоряжаться средствами по собственному усмотрению. Модель предполагает деление пенсии на три части: базовая, накопительная и страховая. Базовая часть составляет 6% от размера заработной платы и идет в федеральный бюджет. Она не сохраняется и не отражается на лицевом счете пенсионера. Страховая часть составляет 8% от заработной платы и отражается на лицевом счете как долг государства перед ним. Накопительная часть пенсии также составляет 6% от заработной платы и инвестируется в пользу лица. Таким образом, доля государства в пенсии составляет 30%. Пенсионные сбережения размещаются на индивидуальных лицевых счетах, которыми управляют государственный, либо частные пенсионный фонды, конкурирующие между собой. Фонды инвестируют сбережения на финансовых рынках в течение всего срока трудовой деятельности своих клиентов, что позволяет деньгам «работать».
Система обусловливает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от размеров заработка и эффективности использования накоплений. Пенсионной реформе в России исполнилось более 10 лет, но до сих пор видимых результатов россияне не получили. Кризис в пенсионной системе по-прежнему болезненно отражается на малообеспеченных гражданах, а на старшем поколении в особенности. Эффект от валоризации быстро съедает рост тарифов и цен. Кроме того, даже с учетом всех повышений базовой и страховой частей пенсий так называемый коэффициент замещения у многих россиян составляет всего 20–25% от зарплаты, в лучшем случае до 30%. С уходом на заслуженный отдых уровень жизни многих резко снижается, людям приходится урезать привычный круг своих потребностей, отказываться от многих жизненных благ.
Таким образом, инвестиционная составляющая, призванная увеличить накопительную часть, а вместе с ней и всю пенсию в целом за счет размещения ее средств на фондовом рынке в связи с крайне ограниченным набором инвестиционных инструментов обесценивается. Самая главная проблема низких пенсий у нас в России в том, что по-прежнему более 60% доходов граждан находятся в «тени». То есть с них страховые взносы в Пенсионный фонд не платятся. В странах, где налоговая система выстроена правильно, в «тени» находится не более 10% доходов граждан. И если бы у нас доля «белых» зарплат выросла до 90%, как в развитых странах, то проблема дефицита ПФР была бы полностью решена. Причина в том, что работодатель должен за работника уплатить государству единый социальный налог ЕСН (отменен, вместо него c 2010 г. введены страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ1), который в России очень высокий – 30%. Плюс к нему 18% – налог на добавленную стоимость (НДС) с доходов компании. Если же сюда добавить выплачиваемые работниками 13% НДФЛ, то общая сумма выплат государству приблизится к 50%3. Понятно, что такая перспектива не стимулирует работодателей работать честно.
Дефицит Пенсионного бюджета продолжает расти и по итогам 2012 года превышает психологически отметку в 1 трлн. руб., при том, что в 2010 году дефицит Пенсионного фонда составлял 1 трлн. 166 млрд. руб. или 10% всех расходов госбюджета. Тенденция роста дефицита укоренилась, и если не предпринять правильные шаги, то проблема лишь продолжит усугубляться. При этом в экспертном докладе «Стратегия-2020» прямо указывается на одну из причин такого положения: средства Пенсионного фонда расходуются неэффективно.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий государства для стабильного развития общества, потому что оно непосредственно представляет интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. В России в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, это именно те люди, благосостояние которых напрямую зависит от качества пенсионного обеспечения в стране. Достойное пенсионное обеспечение становится для государства все более непосильной задачей, что обусловлено объективными причинами: неблагоприятная демографическая ситуация, старение населения, теневые зарплаты, стагнация экономики и другие. На сегодняшний день в России пенсионная реформа не только необходима, она неизбежна.
По результатам проведенного исследования можно заключить следующее.
В ходе двадцатилетней пенсионной реформы не удалось создать справедливой финасово-устойчивой пенсионной системы. Поставленные цели не достигнуты: функционирующая на сегодняшний день пенсионная система, несмотря даже на экстренные меры, предпринятые в 2010-2012 гг., не соответствует требованиям МОТ и Европейской экономической хартии.
Новый этап пенсионной реформы 2013-2050 гг. также не решает выявленные проблемы. Неудовлетворительные итоги пенсионных реформ являются следствием ориентации на либеральную модель рыночной экономики, реализуемой на основании установок Международного валютного фонда. Главные причины негативных результатов заключается и в ошибочной концепции проведения собственно пенсионной реформы (введение обязательно накопительного механизма), и в неблагоприятных внешних факторах, а также неверных действиях (бездействии) по их учету.
Кроме того, результаты анализа свидетельствуют о недостаточной обоснованности принимаемых решений на всех этапах реформы, отсутствии необходимого экономического обоснования и результатов математического моделирования, неверной прогнозной оценке возможной доходности пенсионных накоплений, неправильной тарифной политике.
На основании выявленных проблем и поставленных задач следует разработать меры, направленные на системное реформирование пенсионной системы. Представляется необходимым поддержание идеи построения пенсионной системы на основе страховых принципов. Пенсионная система должна состоять из системы обязательного государственного пенсионного обеспечения и системы добровольного негосударственного пенсионного страхования. Система обязательного государственного пенсионного обеспечения должна состоять из трех уровней: а) социальной защиты; б) государственного обязательного пенсионного страхования, построенного на солидарно-распределительных принципах (страховая пенсия); в) обязательного профессионального пенсионного страхования.
В системе обязательного государственного пенсионного обеспечения за каждым уровнем должны быть закреплены источники финансирования: а) уровень социальной защиты финансируется целевым способом за счет средств федерального бюджета; б) страховая пенсия финансируется за счет паритетного участия работодателей и работников; в) профессиональные пенсии финансируются за счет страховых взносов работодателей, работников и государства.
Система добровольного негосударственного пенсионного страхования должна строиться на накопительных принципах и содержать уровень корпоративного добровольного пенсионного страхования работников и уровень индивидуального пенсионного страхования физических лиц. Действующий обязательный накопительный элемент пенсионной системы должен быть преобразован в добровольный, ориентированный на средне – и высокооплачиваемые слои населения.
Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:
– достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;
– повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;
– формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Цель курсовой работы заключается в выявлении текущих проблем, связанных с созданием справедливой и финансово-устойчивой системы пенсионного обеспечения РФ и рассмотрении перспектив их разрешения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!