Рефлексия в деятельности социальной работы | Пример курсовой работы

Рефлексия в деятельности социальной работы

Целью исследования являлось изучения взаимосвязи рефлексии и синдрома выгорания у социальных работников СПб ГБУ КЦСОНа.

Социальная работа представляет жесткие требования к специалисту. По природе своей деятельности работникам, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, профессиональное заболевание, которое называется «эмоциональное выгорание». Данный термин ввел в 1974 г психиатр Х.Дж. Фрейденбергер [1].
Основными признаками синдрома выгорания являются:
Предельное истощение
Отстранение от работы или учебы
Ощущение профессиональной некомпетентности.
Развитию СЭВ, предшествует период повышенной профессиональной активности. Человек полностью поглощен работой, он отодвигает на задний план все потребности, которые с ней не связаны. Именно в этот момент и наступает истощение. Если говорить простым языком. То истощение – это перегруз. Возникает чувство усталости, сонливость.
Личностная отстранённость. Большинство людей, испытывающих СЭВ, используют отстранённость как тип психологической защиты. Человека с таким синдромом не интересует ничего из его профессиональной деятельности. Своих клиентов воспринимают как неодушевленный предмет.
Ощущение профессиональной некомпетентности или падение профессионального «Я». Люди не видят дальнейших перспектив и стараются как можно скорее переключиться на другую работу [1].
Если ы говорим о симптоматике, то тут можно выделить пять групп симптомов:
1.Физические симптомы. Сюда относятся усталость, непостоянство веса, бессоница, большая семерка.
2.Эмоциональные симптомы. Это безразличие, усталость, фрустрация, агрессия, аутоагрессия, тревожность, депрессия.
3.Поведенческие симптомы. Несчастные случаи, оправдание своих привычек, безразличие к еде.
4.Интеллектуальное состояние. В работе пользуется только привычными методами, цинизм, апатия.
5.Социальные симптомы. Социальные контакты отсутствуют, изоляция, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей и коллег.
Отдельное внимание было уделено моделям эмоционального выгорания [1].
В настоящее время существует шесть моделей. Остановимся на каждой из них подробно.
Однофакторная модель эмоционального выгорания. Ее
Разработали Пайнс и Аронсон. По их мнению, выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели, риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Двухфакторная модель, предложенная Дирендонком и Шауфели. Данная концепция сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент отвечает за сферу жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй – изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Оно получил название «установочного».

В данной работе исследовалась взаимосвязь рефлексии и синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования автором были решены следующие задачи:
Проведен теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, СЭВ, определен понятийный аппарат исследования.
Подобраны и обоснованы методики исследования рефлексии и СЭВ.
Проведено наблюдения за работой социальных работников и составлен портрет на них.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о подтверждении предположении, а именно:
О наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и СЭВ.
Результаты исследования обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью:
поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и СЭВ
организации предложена программа супервизии и профессионального отбора в КЦСОНе.
Целью исследования являлось изучения взаимосвязи рефлексии и синдрома выгорания у социальных работников СПб ГБУ КЦСОНа.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!