референдум как форма реализации политических прав и свобод граждан | Пример курсовой работы

референдум как форма реализации политических прав и свобод граждан

Целью работы является анализ института референдума как форма проявления демократии.

Референдум по своей сути предполагает однозначный ответ на поставленный вопрос, что не предполагает предварительного обсуждения проекта с возможностью внесения в него изменений. То есть возникает ситуация, когда электорат должен голосовать за проект в целом и у граждан отсутствует возможность поддержать лишь одну или несколько его частей. Фактически это приводит к нивелированию значения референдума.
В этом аспекте следует отметить, что формулировка вопроса референдума является важным элементом организации народного голосования. Ведь словесные выражения, которые используются в вопросе, могут иметь значительное влияние на окончательную позицию граждан и, соответственно, на результаты голосования. Это дает возможность организаторам референдума манипулировать общественным мнением.
Существует еще один недостаток исследуемого института. Речь идет о тенденции роста абсентеизма на референдумах, побочным эффектом которого является искажение реального соотношения сил в обществе. Если представить, что в государстве а находится 1000 человек, которые обладают активным избирательным правом, то для того, чтобы референдум состоялся, необходимо, чтобы на него пришли минимум 50% + 1 голос. В данном случае это 501 человек. Чтобы решение было принято, его должно поддержать абсолютное большинство, то есть минимум половина + 1 голос, то есть 251 человека. Например, на референдуме по принятию конституции России явка составила 54,8% избирателей, из которых «за» проголосовало 58,4 %. это означает, что конституция РФ была принята менее чем третью всех избирателей.
Получается, что в условиях прогрессирующего абсентеизма решение может принимать четверть от всего электората. Как следствие, решение более чем половины населения может быть не учтено, что явно не соответствует природе института референдума. Для того чтобы референдум более полно отражал волю населения, необходимо, чтобы окончательное решение было принято квалифицированным большинством граждан, принявших участие в голосовании.
Стоит также отметить, что прямое волеизъявление народа в некотором смысле ослабляет представительный орган и, соответственно, ослабляет государство как институт, делает участие законодателя в принятии решения менее весомой. При наличии законодательно закрепленной возможности проведения всенародного референдума у членов представительного органа появляется возможность делегировать принятие наиболее ответственных решений избирателям, что не всегда может быть целесообразным. Это обусловлено тем, что выборные представители являются более компетентными в принятии сложных решений в силу того, что они, как правило, более осведомлены в сфере внутригосударственной, политической, международной ситуации и могут правильно оценить последствия принятия того или иного решения. [8, с. 36].
Можно утверждать, что референдум будет эффективным инструментом реализации права народного суверенитета только в том случае, если в государстве будет царить демократическое общество и политическая и экономическая стабильность; если общественное мнение не будет дезориентировано манипулятивными лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями; если будет достаточное информационное обеспечение, которое позволило бы гражданам четко понять преимущества и недостатки положений, которые выносятся на референдум; если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных голосований.
Подытоживая, следует сказать, что референдум является важной формой прямой демократии, непосредственного осуществления гражданами законодательной власти. По процедуре, похожей на процедуру проведения политических выборов, гражданам предлагают сделать свой выбор из альтернативных ответов на поставленные вопросы. В современных демократических странах используются такие виды референдумов: совещательный, обязательный, добровольный, референдум-петиция. Недостатком этого общественно-политического мероприятия (кроме возможности предвзято толковать его) является то, что он приводит не к общей, а к единой мысли, которая игнорирует другое видение решения проблемы, заставляет до однозначного выбора решения сложных, часто противоречивых вопросов. В России идея проведения референдумов еще не приобрела завершенного правового оформления. В этом смысле ей может послужить опыт таких демократических стран, как США, Швейцария, Франция и др.
Несмотря на большое количество недостатков референдума, данный институт высоко оценивается ведущими конституционалистами, и практика применения референдума неуклонно растет.
Основной задачей законодателя для обеспечения эффективного функционирования референдума является внедрение такой модели национального института референдума, которая одновременно позволяла сдерживать лишнее обращение к нему для сохранения сбалансированности между использованием референдума и функционированием институтов представительной демократии без подрыва легитимности парламента и обеспечивала механизм, при котором власть не могла проигнорировать проведения референдума. К тому же такая модель должна иметь эффективные средства имплементации решений, принятых на народном голосовании.
Для современной России возможности референдума как инструмента демократизации правотворчества остаются не раскрытыми. Не реализованным остается как правотворческий потенциал данного института, так и его возможности по стимулированию демократизации процессов управления в государстве.
Анализ практики использования института референдума в современных демократиях приводит к утверждению, что этот институт пользуется ростом интереса как со стороны избирателей, так и со стороны политических партий.
Следует согласиться с тем, что референдумы имеют будущее в современной представительной демократии. Однако при этом следует иметь в виду, что расширение процедуры общего голосования не вытесняет традиционных институтов представительной демократии из политической жизни.
Целью работы является анализ института референдума как форма проявления демократии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!