Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением речи | Пример курсовой работы

Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением речи

целью работы является коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).

Нарушения развития речи довольно частое явление, как у детей, так и у взрослых. Причины, их вызывающие очень разнообразны. Сложные речевые нарушения никогда не ограничиваются дефектами в произношении звуков, ребёнок так же может плохо различать звуки на слух, иметь маленький активный и пассивный словарь, неправильно выстраивать фразы и предложения [6].
Причинами нарушений развития речи могут быть:
аномалию течения беременности и самих родов;
нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
поражение слуховых органов;
отставания в психическом развитии;
неблагоприятные воздействия наследственности и факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общении и воспитание ребёнка.
Со значительными трудностями проходит процесс освоения речи у детей, отстающих в физическом развитии, перенесших заболевания в раннем возрасте, ослабленных, и тех, кто не получает полноценное питание.
Дефекты слуха нередко становятся причиной для задержки развития речи. Т.е. снижение слуха может привести к отставанию речевого развития.
Основными нарушениями развития речи, встречающиеся у детей дошкольного возраста [9]:
Нарушения речи, которые связаны с наличием органического поражения центральной нервной системы. Уровень поражения речевой системы определяет название заболевания:
• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;
• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;
• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнка. Дизартрия делится на несколько видов, которые отличаются друг от друга очагом поражения: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая.
Дефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:
• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;
• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;
• сурдомутизм – нарушение слуха и речи, носящее временный, преходящий характер и обусловленное стойкими органическими расстройствами слуха.
Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата
• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);
• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;
Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).
Работать над этими нарушениями необходимо в детском возрасте, так как именно у дошкольников речь развивается особенно интенсивно и не исправленные речевые дефекты, в будущем вызовут определённые трудности в общении. К тому же трудности в общении обязательно приведут к закомплексованности малыша, нарушающей процесс его обучения и не позволяющей раскрыть все свои способности и возможности.
Основной формой коррекционной работы считаются логопедические занятия. Они имеют огромное значение для становления коммуникативной стороны речи, а также для подготовки ребёнка к школе. Индивидуальные занятия по развитию детей с речевыми нарушениями обязательны, так как такие дети имеют некоторые особенности [7].
На занятиях по развитию речи в зависимости от формы нарушения, для каждого ребёнка подбирают комплекс артикуляционных упражнений, с помощью которых можно устранить нарушения звукопроизношения у ребёнка. На индивидуальных занятиях создаются прекрасные условия для установления эмоционального контакта с ребёнком, логопед может постоянно контролировать речь малыша, корректировать нежелательные особенности ребёнка, связанные с речевым дефектом. В ходе логопедических занятий ребёнок начинает правильно произносить каждый звук, произносить его изолированно, произносить его как в прямом, так и в обратном слоге, а затем в несложных словах. Таким образом, логопед готовит ребёнка к усвоению содержания, которое даётся на подгрупповых занятиях [5].

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении различных форм ручной деятельности ребенка.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. Коррекция звукопроизношения происходит значительно медленнее, если этот аспект работы выпадает из поля зрения логопеда.
целью работы является коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!