Развитие воображения и творчества в период детсва | Пример курсовой работы

Развитие воображения и творчества в период детсва

Цель работы – развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход к более полному и правильному отражению действительности, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному. Таким образом, мы можем говорить о реализме детского воображения, который проявляется в различных видах деятельности.
Некоторые исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это связано, прежде всего, с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [43, с.70]. Однако с другой стороны, можно говорить о том, что характер ведущей деятельности младших школьников предполагает наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности. Так, например, О.М. Дьяченко говорит о том, что необходимо в данном возрастном периоде развивать творческое воображение. Это связано с тем, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание.
У детей младшего школьного возраста появляются фантазии, которые находятся в разладе с действительностью. Однако следует отметить, что фантазирование такого рода уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. В данном случае можно говорить о том, что младший школьник понимает условность своих фантазий, несоответствие фантазирования действительности [15, с. 90].
Как уже отмечалось, воображение ярче всего проявляется в творчестве. Так, у младших школьников оно проявляется, прежде всего, в рисовании, сочинении сказок, игр. У младших школьников наблюдается большая вариативность в характере детского творчества, поскольку некоторые дети могут воссоздавать реальную действительность, а некоторые – фантастические образы и ситуации.
Воображение в жизни младшего школьника имеет большое значение. Поэтому, воображение является важной частью познания и освоения окружающего мира, способом выхода за пределы личного практического опыта, предпосылкой развития способности к творчеству [43, с. 71].
В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребёнок в своём воображении может создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности [27].
Воображение в младшем школьном возрасте является необходимой способностью человека. Поэтому нужно развивать воображение, поскольку если этого не делать, то в будущем происходит быстрое снижение активности этой функции [26].
Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.
Младшие школьники с увлечением занимаются творческой деятельностью, основой которой является творческое воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь приходит воображение.
На развитие воображения могут влиять различные факторы: игра, различные виды продуктивной деятельности, чтение, образовательная программа, по которой обучается ребёнок, креативные качества педагога [38, с. 231].
Фактором, влияющим на развитие воображения, является игра, т.к. именно в ней оно наиболее ярко проявляется. Однако в последнее время отмечается тенденция того, что игра в жизни современных детей начинает занимать меньшее место. Так, например, в дошкольном учреждении преобладают не игровые элементы, способствующие развитию воображения и творчества, а элементы обучения. В школе также меняется ведущий вид деятельности детей, происходит переход от игровой к учебной деятельности, что также не способствует развитию воображения.
Некоторые исследователи воображения детей говорят о том, что развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит также и от творческого воображения воспитателей и педагогов. Так, если педагог обладает развитым воображением, является творческой натурой, то дети могут подражать творческому поведению педагога. На основе подражания у них могут развиться собственные творческие способности [13].
Воображение и фантазия должны иметь позитивное направление развития. Таким образом, фантазия должна способствовать познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности. Исходя из этого, взрослый должен помогать детям использовать возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности.
Выводы по 1 главе. Таким образом, мы можем говорить о том, что воображение является способностью человеческого сознания создавать образцы, которые не имеют непосредственных аналогов в действительности.
Воображение характеризуется оригинальностью, образной адаптивной гибкостью и семантической спонтанной гибкостью.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение, практически деятельное воображение. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Вся творческая деятельность, всё новое основано на творческом воображении. Однако воссоздающее и творческое воображение находятся в тесной взаимосвязи, одно не исключает другого.
Воображение детей сильно отличается от воображения взрослого, поскольку зависит от жизненного опыта. Поэтому воображение детей бедно по сравнению с воображением взрослого, однако может отличаться большой оригинальностью.
В младшем школьном возрасте воображение становится управляемым. Воображение приобретает самостоятельность, поскольку отделяется от практической деятельности. Также в данном возрасте происходит постепенный переход к более полному и правильному отражению действительности, что говорит о реализме воображения младших дошкольников.
Исследователи детского воображения говорят о том, что необходимо поддерживать и развивать процесс воображения у детей. Поскольку, если ребёнок перестанет фантазировать, то у него снижаются возможности творческого мышления.
Также воображение помогает в усвоении учебного материала.
В данной работе мы рассматривали развитие воображение и творчества в младшем школьном возрасте. Мы пришли к следующим выводам.
Воображение представляет собой способность человеческого сознания создавать образцы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. В психологии выделяют такие основные характеристики воображения, как оригинальность, образная адаптивная гибкость и семантическая спонтанная гибкость.
Существует множество различных классификаций воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение и активное, деятельное воображение. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее и творческое воображение находятся в тесной взаимосвязи, одно не исключает другого.
Также в данной работе мы выявили такие способы создания образцов воображения, как агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование, а также такие механизмы функционирования воображения, как уподобление, расчленение, замещение.
Воображение детей сильно отличается от воображения взрослого, поскольку зависит от жизненного опыта.
В младшем школьном возрасте воображение становится управляемым. Оно приобретает самостоятельность, т.к. отделяется от практической деятельности. Также в данном возрасте происходит постепенный переход к более правильному отражению действительности, что говорит о реализме воображения младших школьников.
Исследователи детского воображения говорят о том, что необходимо поддерживать и развивать процесс воображения у детей. Поскольку, если ребёнок перестанет фантазировать, то у него снижаются возможности творческого мышления.
Во второй главе исследования мы провели диагностику воображения и творческих способностей младших школьников. По полученным результатам мы пришли к выводу, что у большинства детей выявлен средний уровень воображения. После обработки результатов, мы привели рекомендации по развитию воображения у детей младшего школьного возраста.
Поскольку воображение наиболее ярко проявляется в творческой деятельности, то для его развития полезно рисование, танец, лепка, музыка. Всё это помогает ребёнку развивать творческое воображение, раскрепощаться.
Игры-драматизации, театрализованная деятельность также способствуют развитию воображения и фантазии детей.
Для развития творчества и творческого воображения на уроках в младших классах можно использовать комплекс творческих заданий, которые требуют индивидуального решения, умения реализовать своё «я». Это могут быть творческое сочинительство, сочинение, развивающие игры-задания, стихотворчество.
Используя на уроках предложенные методы, можно добиться развития у младших школьников нестандартного мышления, формирования творческого воображения.
Метод сказкотерапии также является хорошим способом развития воображения. В процессе рассказывания и сочинения сказок дети развивают творческое воображение, погружаются в волшебный мир.
Таким образом, мы можем говорить о том, что применяя различные игры, упражнения, творческую деятельность, сказкотерапию можно добиться хороших результатов в развитии воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель работы – развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!