развитие устной речи младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и проверить в опытном обучении комплекс упражнений, направленных на развитие устной речи учащихся 2-го класса на уроках русского языка.

Введение и актуальность


Поступление в школу становится началом нового периода в развитии - периода младшего школьного возраста. Меняется социальная ситуация развития: ребенок выходит за рамки семьи и расширяет круг значимых лиц. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. Дошкольник существует в двух системах социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети», которые связаны игровой деятельностью, а ее результаты не влияют на отношения ребенка с родителями и наоборот. В школе же возникает новая структура отношений: «ребенок - родители», «ребенок - учитель» и «ребенок - сверстники» [5].
Сфера отношений, «ребенок - учитель», как экспериментально показали Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина, начинает определять отношение ребенка к родителям и к детям. Эти отношения формируются хорошими отметками и отличным поведением. Учеба становится центром жизни ребенка и от того, как учится ребенок, зависят его отношения в семье и со сверстниками. Центром социальной ситуации развития становится учитель.
На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной работы учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности заключается в передаче отдельных ее звеньев от учителя к ученику. Кооперация со сверстниками чрезвычайно важна тоже. Дети, работающие в классе в форме сотрудничества, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, то есть у них более успешно формируются рефлексивные действия. И Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость и умение встать на точку зрения другого развиваются только при общении детей между собой [16].
Следовательно, с появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, иначе говоря, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствии наглядных восприятий [18].
В младшем школьном возрасте происходит становление самоконтроля. Поведение ребенка определяется нормами поведения, принятыми в обществе.
В этом возрасте развиваются высшие чувства: эстетические, выражающие эмоциональное отношение человека к прекрасному, и интеллектуальные, возникающие в процессе познавательной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте формируется личностно значимое качество - чувство сопереживания, становление которого происходит через механизм подражания [6].
Таким образом, центральными новообразованиями обучающихся начальной школы являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность когнитивных процессов, присутствие рефлексии и внутреннего плана действия [10].

Заключение и вывод

Для формирования личности любознательной, активной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать мнение просто необходимо становление связной устной речи.
Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка формирует отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
Языковое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности. Эти элементы у большинства обучающихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Поэтому необходима целенаправленная системная работа.
Центральными новообразованиями обучающихся начальной школы являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность когнитивных процессов, присутствие рефлексии и внутреннего плана действия.
Уровень развития ребёнка достаточно высокий, обучающиеся овладели логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), а следовательно и логическими связями в языке, а именно, овладели языковыми единицами и их функциями в речи, в том числе лексической выразительностью.
Нами была проведена диагностика уровня сформированности связной устной речи учащихся 2-го класса. Количественные результаты диагностики уровня развития связной устной речи в рамках комплексной работы показали, что у 64% обучающихся на среднем уровне сформированы умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, у 18 % данное умение не сформировано; у 45% учащихся на среднем уровне сформированы умения выражать свои мысли правильно, 14 % детей не могут выразить свои мысли при составлении предложений, текста, допускают грубые речевые ошибки; у 15 обучающихся (68 %) на среднем уровне сформировано умение строить высказывания в определённой композиционной форме, 5 обучающихся (23%) не могут построить высказывание в определённой композиционной форме. Результат исследования показал, что недостаточно сформированы умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, строить высказывание в определённой композиционной форме и умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
По итогам диагностики разработан комплекс упражнений, направленный на формирование связной устной речи второклассников на уроках русского языка. При создании комплекса упражнений опирались на учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»). В комплексе представлены 3 группы упражнений:
I.Упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
II.Упражнения, направленные на формирование умения выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка).
III.Упражнения, направленные на формирование умения строить высказывание в определённой композиционной форме.
Также было составлено тематическое планирование работы по формированию связной устной речи на уроках русского языка с помощью разработанного комплекса упражнений для 2 класса, согласно которому комплекс упражнений внедрялся в образовательный процесс.
Проведение повторной диагностики выявило достигнутый уровень сформированности связной устной речи учащихся. Результаты повторной диагностики указывают на положительную динамику формирования связной устной речи. Таким образом, в опытном обучении была доказана эффективность разработанного нами комплекса упражнений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ