Развитие учебной мотивации младших школьников средствами нетрадиционных форм контроля | Пример курсовой работы

Развитие учебной мотивации младших школьников средствами нетрадиционных форм контроля

Цель исследования – изучить специфику применения, а также разработать свой подход в рамках применения нетрадиционных форм контроля с целью развития учебной мотивации младших школьников.

Стоит отметить, что учебная мотивация направляет ребенка не только на решение задач, связанных с обучением в школе, и другими сторонами жизнедеятельности, но и выступает фактором социальной активности ребенка, которая рассматривается как базис полноценного развития ребенка, позволяя ему успешно проходить процесс социализации и адаптации, ориентируясь не только на нормы и эталоны общества, но и на собственные убеждения и желания [6].
Итак, учебная мотивация включает в себя внутренние и внешние силы, определяющие направление деятельности ребенка. Изучая учебную мотивацию, необходимо отметить, что она состоит из мотивов, которые порождают желание и стремление ребенка к познанию чего-то нового.
Также учебная мотивация включает в себя и самооценку, поскольку она необходима для регуляции поведения ребенка и анализа его поведения. Формирование учебной мотивации жизненно необходимо, поскольку правильное развитие личностной мотивационной сферы в дальнейшем влияет и на другие стороны жизни ребенка.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что учебная мотивация имеет важно значение для полноценного развития детей. Это обусловлено тем, что учебная мотивация рассматривается с позиции основы дальнейшего процесса обучения детей младшего школьного возраста.
Ребенок, обладающий необходимым уровнем мотивации, имеет следующие особенности:
– имеет огромный интерес к школьному обучению;
– испытывает переживания по поводу невозможности школьного обучения;
– рассматривает обучение как серьезную, социально значимую деятельность;
– сформирована широкая полимотивация учения;
– сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
– сформирована устойчивая иерархия мотивов;
– ребенок свободно вербализует мотивы.
В рамках применения нетрадиционных форм контроля при обучении детей младшего школьного возраста выделяются следующие формы:
1)Кроссворд.
2)Викторина.
3)Игра.
4)Проектная деятельность.
5) Конференция.
6) Исследовательские работы
Во второй части нашего исследования описана разработанная нами и проведенная экспериментальная работа по обследованию уровня учебной мотивации младших школьников. В исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста.
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование уровня учебной мотивации младших школьников. Для этого мы акцентировали внимание на применении следующей методики:исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга.
Диагностика помогла оценить уровень развития учебной мотивации.
На констатирующем этапе было выявлено, что у детей отсутствует необходимый уровень учебной мотивации, при этом дети не ориентируются на учебную деятельность с позиции средства развития.
Далее был организован и проведен формирующий эксперимент. Нами была разработана система работы по применению следующих форм нетрадиционного контроля:
– игра;
– презентация;
– метод проектов.
Представленные формы нетрадиционного контроля мы применяли интегрировано, но особое внимание было уделено игровой деятельности. Это было опосредовано тем, что младшие школьники в силу своего возраста проявляют особый интерес к представленному виду деятельности, что позволило повысить общую заинтересованность к последующей работе.
Также в процессе работы мы применяли прием наглядности, что также позволило заинтересовать детей.
Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень развития учебной мотивации младших школьников.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы по развитию учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цели и задачи исследования были достигнуты.
Цель исследования – изучить специфику применения, а также разработать свой подход в рамках применения нетрадиционных форм контроля с целью развития учебной мотивации младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!