Развитие творческих способностей у подростков с отклонениями в развитии. | Пример курсовой работы

Развитие творческих способностей у подростков с отклонениями в развитии.

Цель данного исследования – изучение проблемы развития креативных способностей подростков с отклонениями в развитии, тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении.

Выяснилось, что данные показатели дивергентного мышления не являются однозначными свидетельствами наличия творческих способностей как творческой интеллектуальной способности. За нестандартностью, либо «редкостью», ответа могут быть разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальность как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность.
П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, выделив необходимость комплексной процедуры его описания:
1) Оригинальность (статистическая редкость)
2) Осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки – «скрепку можно съесть» – креативным не является)
3) Трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений)
4) Объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме) [15].
Э. Кропли считает необходимым отличать подлинную творческие способности от «псевдо творческих способностей » и «квази творческих способностей ». Псевдо творческие способности имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, неприятия того, что уже существует, либо желания неожиданно поставить дело своеобразным способом.
Квази творческие способности содержит элементы подлинной творческих способностей , например, высокий уровень фантазии. Однако в данном случае возникает проблема связи квази творческих способностей с реальностью: это « творческие способности снов наяву, грез либо мечтаний» [16].
Несостоятельность традиционного подхода к творческих способностей состоит не в том, что оригинальность трактуется как маловероятная идея, то есть статистически. Основная проблема заключена в инструкции диагностических тестов. Бетховен говорил: «Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал» [7].
Но тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов и никак не связанных с механизмами творчества.
По данной причине высокие показатели творческих способностей фиксируются у подростков со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижений, что свидетельствует о компенсаторных механизмах и психологической защите. Оригинальность может выступать как свидетельство о нарушении селективных процессов, наблюдаемом при некоторых душевных заболеваниях. Во многих работах, в частности, В.Н. Дружинина, показано, что высокая оригинальность свидетельствует о невротизации личности.
П. Торренс определил творческие способности как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту либо дисгармонии имеющихся знаний; определения данных проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение творческих способностей как процесса позволяет выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а тоже оценить творческие достижения [18].
Несмотря на достаточную разработанность проблемы творческих способностей и определения ее детерминант с использованием различных подходов, данная проблема является противоречивой.

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение творческих способностей, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческих способностей, в выделении условий реализации и развития креативных качеств – личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.
В этой связи становиться актуальным разработка профилактических и коррекционных мер, направленных на формирование у современных юношей творческих способностей с учетом возрастных особенностей, разработка и создание определенного типа педагогической и образовательной систем.
Творческие способности (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.
Творческие способности представляют интеграцию многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека является открытым, но существует несколько гипотез по данной проблеме. Психологи связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления.
Для формирования творческих способностей необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения.
В подростковый период на основе «общей» творческих способностей формируется «специализированная» творческие способности : способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива.
По результатам опытно-экспериментальной работы, нами выявлено, что уровень сформированности творческих способностей у испытуемых на среднем уровне. В Приложении прописаны проекты по развитию творческих способностей в подростковом возрасте.
Цель данного исследования – изучение проблемы развития креативных способностей подростков с отклонениями в развитии, тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!