Развитие творческих способностей младших школьников,при изучении литературной сказки. | Пример курсовой работы

Развитие творческих способностей младших школьников,при изучении литературной сказки.


Для литературного развития важно обращать внимание учеников на то, как выражается мысль автора, какими словами характеризуется герой, с помощью каких языковых средств передается отношение автора к герою. При этом учителю следует объяснять не новое слово вообще, а значение слова в данном контексте, в свете авторского замысла. 
Для младших школьников, по мнению С.А. Сейфулиной, характерен «наивный реализм» – полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Дети с интересом читают, говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям. [12, с.29-32] 
Задача учителя литературы – совместно с учениками найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, увидеть не только то, что хотел сказать автор, но и каким образом он это сделал. 
ФГОС начального образования, направленные на литературное развитие, включают сочетание двух педагогических направлений: 
1. Всестороннего развития личности учащихся. 
2.Формирование у них знаний, умений, навыков, определенных образовательным стандартом. 12, с.72] 
На первой ступени литературного образования младшие школьники приобретают навыки работы с информационным материалом в процессе чтения художественных текстов, опыт работы с текстами, содержащими рисунки, схемы, начальные умения критически оценивать содержание текстов, сравнивать с жизненными ситуациями. В процессе литературного развития младших школьников уроки литературы подкрепляются высокохудожественным кругом чтения, а также системой вопросов и заданий, формирующих культуру речи детей и связную речь. [12, с.72] 
Для достижения этой цели в учебно-методический комплект программы «Школа России» и «Гармония» включены задания по работе над планом, заголовками, всеми видами пересказа. В учебники по литературному чтению в начальных классах входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Ведущей задачей в обучении младших школьников становится углубление знаний о произведениях народного творчества, расширение и обогащение читательского опыта, введение литературоведческих представлений и понятий. Разделы учебников в соответствии с ФГОС начального общего образования включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. Причем минимумом содержания определяется обязательное изучение русских народных сказок и сказок народов мира.  
В результате освоения программного материала по изучению сказок разной жанровой направленности у младших школьников сформируется восприятие художественного произведения как особого вида искусства. «К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы» [6, с. 33]. 
По необходимости, учитывая уровень литературного развития класса и индивидуальных особенностей учеников, учитель может варьировать программу. 

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, можно сделать следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов – практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно – творческой деятельности.
4) Развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы – учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности – непременное условие повышения результативности обучения.
Таким образом, мы раскрыли методику работы по развитию творческих способностей обучающихся в начальной школе на уроках литературного чтения. Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении приносит хорошие результаты, сказывающиеся на развитии речи младших школьников, на владении ими литературоведческими терминами, на внимании к слову и на овладевании навыками продуктивного чтения.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволило сделать следующие выводы:
у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера; постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы; соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!