Развитие связной речи в процессе ознакомления с природой. | Пример курсовой работы

Развитие связной речи в процессе ознакомления с природой.

Цель курсового исследования: рассмотреть особенности формирования связной речи детей дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется процесс интеграции и дифференциации речи в системе познавательных функций. Речь превращается в отдельный регулируемый интеллектуальный процесс, о чем свидетельствует развитие самоценной речевой деятельности, напрямую не связанной с практическими действиями. Дети включаются в беседы на внеситуативно темы (к примеру, широкого познавательного содержания; касающихся моральных качеств, оценки поступков персонажей рассказов или сказок), самостоятельно сочиняют стихи, сказки, рассказы. Для такого уровня речи необходима специальная работа взрослых, направленная на развитие связной речи. Таким образом, теоретический анализ позволил сделать выводы о специфике формирования речи в среднем дошкольном возрасте: 
усвоение всех сторон речи, развитие ее новых форм и совершенствование функций речи; 
полное усвоение ребенком фонемного состава речи, правильно слышит и произносит звуки; 
активное расширение лексики ребенка при опоре на ее чувственный и практический опыт; 
овладение грамматикой – состоит в усвоении парадигмы форм глаголов и существительных, опирается на выделение морфемного состава слова;
развитие познавательного отношения к языку (ребенок усваивает законы родного языка в ходе словесных экспериментов);
формирование новых форм речи – контекстной и объяснительной, составляющих основу связной речи дошкольника; 
формирование регулирующей (осознанное выполнение инструкций взрослых, появление самоинструкций) и планирующей (опережающая практическое действие) функций речи; 
дифференциация и интеграция речи с другими интеллектуальными процессами.
Формирование связной речи является актуальной задачей на рубеже подготовки детей к обучению в школе. Это объясняется тем, что собственно речь является приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Для процесса формирования связной речи ребенка необходимо постоянное педагогическое руководство. Без усвоения речи, а конкретно связной речи, невозможно дальнейшее образование и развитие ребенка.
Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), способствующее общению и взаимопониманию. Формирование связной речи и развитие навыков общения является одной из основных задач дошкольных учреждений.
Связная речь – это развернутые высказывания, которые находятся в структурном и смысловом единстве и обеспечивают человеческое общение. [15, с. 67]
Если в раннем возрасте речь ребенка является ситуативной, экспрессивной, то к окончанию дошкольного возраста он усваивает и контекстную речь. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен усвоить основные формы устной реи – внешней (устной) и внутренней, монологической и диалогической.
Диалогическая речь представляет собой наиболее простую форму устной речи, для которой характерно семантическое, структурное и смысловое единство, и которая служит для непосредственного живого общения людей. Данная форма речи является мозаичной и эмоциональной, поскольку участники диалога употребляют неязыковые выразительные средства: мимику, жесты, взгляды, интонации. Диалог включает в себя отдельные реплики и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, применять стереотипные разговорные конструкции.
Формирование диалогической речи тесно связано с развитием внимания, мышления, памяти, с формированием словаря и грамматического строя речи ребенка.
С точки зрения психологов и лингвистов, монологическая речь является наиболее сложной формой речи, которая направлена на передачу информации. Основными свойствами монологической речи являются:
односторонний и непрерывный характер высказывания;
произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя;
ограниченное использование невербальных средств передачи информации.
В сравнении с диалогической речью, монологичная более контекстна и излагается, в основном, в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и употреблением различных, включая сложные, синтаксических конструкций.
Целесообразно отметить, что монологическая речь среднего дошкольника еще недостаточно развита, объем рассказов небольшой, он обуславливается отдаленностью событий речи, интересом, глубиной осведомленности с предметами речи, соотношением умственных и мнемических компонентов в монологе. Среди частей речи важнейшими являются существительные, местоимения и глаголы. Рассказы средних дошкольников бедны прилагательными. Монологическая речь характеризуется паузами, повторениями языковых единиц, употреблением незаконченных слов. Для монологов средних дошкольников присущ описательный стиль, большинство монологов не имеют зачина, который бы вводил слушателя в атмосферу главных событий. Несмотря на то, что в 6-летнем возрасте ребенок достаточно широко пользуется словом для выражения своих наблюдений, представлений, речь его не всегда понятна слушателям, потому что в нем недостаточно раскрывается предметное содержание. В овладении связной речью ребенок-дошкольник, по словам С. Л. Рубинштейна, делает первые шаги. [13, с. 469]
Диалогическая речь является первичной формой речи детей на этапе дошкольного детства. В то же время, как показал анализ научных исследований, дети недостаточно владеют диалогической речью. Эффективным методом погружения детей в процесс освоения диалогической речи, на наш взгляд, выступает игра.
Полагаем, что решающую роль при формировании у дошкольников диалогической речи являются дидактические игры, словесные упражнения в качестве стимулирующего средства развития связной речи дошкольников. Хорошо организованные занятия с использованием различного рода дидактических игр и упражнений создают благоприятную почву для решения поставленных педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что содержание языковой подготовки детей к обучению в школе заключается в развитии речевых и творческих способностей, в осознании речевой деятельности. При этом развитие связной диалогической речи – одна из основных задач современного дошкольного учреждения.
Общение в этой связи, реализуя свои дидактические и воспитательные функции, определяет весь характер процесса психического развития и социального становления формирующегося человека. Однако этот процесс не заканчивается на определенном этапе, он продолжается всю жизнь, в ходе которой совершенствуется, изменяется под воздействием развивающихся рефлексивных свойств личности и различных ситуаций, в том числе общения. Новые формы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные малышом в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером его общения с воспитателем детского сада.
Речь в целом, и диалогическая речь в частности, является очень значимым свойством человека, поэтому ее своевременное формирование – залог полноценного и гармоничного развития дошкольника.
Диалог – наиболее естественная форма обмена мыслями – основы взаимопонимания, условие сотрудничества между людьми, необходимое условие человеческого языка. Это – цепь реакций, взаимные спонтанные реакции двух общающихся между собой индивидов, определяемые ситуацией или высказываниями собеседников.
Практическая работа, направленная на выявление психолого-педагогических условий развития связной диалогической речи у средних дошкольников, выявила эффективность использования занятий по ознакомлению с природой в формировании связной диалогической речи у дошкольников.
Анализ результатов исследования показал, что на контрольном этапе, после проведения формирующей программы у дошкольников существенно (на 45%) вырос уровень сформированности связной диалогической речи. Такие показатели свидетельствуют об эффективности проведенной нами программе и правильно подобранных психолого-педагогических условий работы со средними дошкольниками в развитии связной диалогической речи посредством использования экспериментов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. Структура работы отвечает заявленному содержанию.
Цель курсового исследования: рассмотреть особенности формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!