Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить особенности развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Введение и актуальность


М.В. Горякина‚ М.В. Данилина указывают‚ что у большинства детей с нарушенным слухом нередко, вплоть до подросткового возраста, сохраняется неустойчивость поз и движений, а также потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук, что обусловлено тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппаратов. Как следствие, замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков [9, с.17].
В общении слабослышащие дети пользуются преимущественно простыми предложениями, состоящими из некоторого количества слов, редко обращаются сложными предложениями, отражающими целевые, причинно-следственные зависимости. Дети допускают ошибки в согласовании слов в падеже, числе, роде; при построении предложений допускают большое количество грамматических ошибок. Возможны случаи выпадения предлогов из речи ребенка, неправильное их использование в речи, что связано с недостаточным развитием слухового восприятия.
Речь таких детей имеет ряд особенностей. Как указывает Ф.Ф. Рау, собственная устная речь глухих детей, в большинстве случаев, недостаточно разборчива и трудна для понимания. Однако, при наличии заблаговременного адекватного коррекционного воздействия, данные тяжелые последствия могут стать менее ослаблены и даже полностью преодолены [16, с.29].
Как отмечает Т.А. Соловьева, понимание смысла звучащей речи - сложный и трудоемкий процесс для слабослышащего и глухого ребёнка. Чужая устная речь воспринимается таким ребенком слухо-зрительно, с опорой на смысловую догадку [21, с.30].
Важной особенностью психического формирования детей с нарушением слуха является овладение ими одновременно несколькими видами речи - словесной, дактильной и жестовой. Л.С. Выготский называл такую форму овладения языком полиглоссией [6, с.142]. Словесной речью дети с нарушением слуха могут овладеть только в условиях специального обучения. При этом у неслышащих детей иные сенсорные свойства формирования первичных образов слов: зрительные, подкрепляемые двигательными ощущениями (письмом, дактилированием или артикуляцией). Для глухого ребенка восприятие слова зрительно - это первый этап познания языка. У многих и далее при восприятии речи главными остаются речедвигательные и зрительные компоненты, за счет них и совершается компенсация нехватки слухового восприятия.

Заключение и вывод

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь общества для государства становится первоочередной задачей. Благодаря продуманной политике правительства Российской Федерации дети с ограничениями здоровья получают всё новые и новые возможности для интеграции и самореализации в обществе. Социальная политика России ставит задачу оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на первый план, равно как и создание возможности для реализации политических, экономических, гражданских и иных прав.
Необходимо отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности.
У детей нарушение слуха может быть в разном возрасте и носить временный или стойкий характер. Конечно, при временной глухоте есть возможность восстановить слух, но не во всех случаях. Если в самом начале развития ребенка с нарушением слуха главным препятствием к его воспитанию и обучению является первичный дефект, появляются вторичные отклонения, если отсутствуют необходимые коррекционные лечения, и дальнейшая социальная адаптация ребенка будет затруднена.
Недостатки слуха у детей младшего школьного возраста приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития слухового восприятия у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Система коррекционной помощи для детей с нарушением слуха постоянно улучшаются и развиваются. Закономерным периодом ее развития является обнаружение моделей интегрированного обучения и воспитания. Несмотря на это, основная масса таких детей нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.
Проблема нахождения дефицитарных детей в обществе и их последующая социализация с учётом их здоровья и особенностей психического развития, а так же создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – одна из важных задач стоящих перед всем обществом.
Изучать особенности этих детей, способствовать их обучению и вхождению в общество наряду со здоровыми детьми должны и родители, и учителя, и врачи. Главная задача школьного образования для младших школьников с нарушениями слуха – это обеспечение всестороннего развития, которое основано на коррекции имеющихся недостатков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ