Развитие системы финансового регулирования в России | Пример курсовой работы

Развитие системы финансового регулирования в России

Цель работы заключается в изучении развития системы финансового регулирования нашей страны.

Неолиберализм, как и классический либерализм, основывался на идеях А. Смита и выступал за невмешательство государства в экономику, однако в отдельных случаях признавал необходимость такого вмешательства. Наиболее яркими представителями неолиберализма являются В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Мюллер-Армак и др.
Неолибералы видели причины кризисов не в недостатке совокупного спроса, как считал Дж. М. Кейнс, а в несовершенстве экономического строя, в котором отсутствует совершенная конкуренция и наблюдается монополизация хозяйственной деятельности. Под монополизацией В. Ойкен понимал любые отклонения от модели совершенной конкуренции, которые в случае пассивного поведения государства провоцируются олигополиями и монополиями. В этом В. Ойкен видел социальные издержки капитализма, которые может устранить только государства путем своего непосредственного вмешательства в экономику [3, с. 80-81].
В отличие от либералов-классиков, неолибералы оценивали не только микро-, но и макроэкономические процессы, однако делали это с позиций частных предпринимателей. Ойкен В. полагал, что в государстве может сложиться два основных типа экономического строя: «центрально-управляемое хозяйство», или тоталитарное, и «хозяйство общения», или свободное открытое рыночное хозяйство, которое подразумевает наличие политической демократии. При втором типе экономического строя государство выполняет роль арбитра, который следит за выполнением установленных обществом правил игры [12, с. 110]. Неолиберализм лег в основу экономической политики многих государств, и, по мнению некоторых современных ученых, стал причиной мирового экономического кризиса 2008-2009 годов.
Так, Г.В. Колодко считает, что неизбежен крах неолиберальной модели. По мнению ученого, неолиберализм способствовал созданию своеобразной «экономики казино», при которой происходит отрыв финансового сектора от реального сектора экономики. Именно ослабление института государства и необоснованный уход от регулирования экономики привели к нарастанию негативных явлений в экономике, результатом которых и стал кризис [13, с. 9].
Еще одна экономическая школа – монетаризм – зародилась в начале XX века. Представители данной школы выступали против активного вмешательства государства в экономику, так как считали рынок устойчивой, саморегулирующейся системой, способной обеспечить высокую эффективность производств Пик популярности концепции монетаризма пришелся на 70-е годы XX века, когда стало ясно, что использование исключительно кейнсианского подхода к регулированию экономики недостаточно для поддержания стабильного экономического роста.
Наиболее яркими представителями монетаризма являлись М. Фридман, Э. Фелпс, К. Брукнер, А. Мельцер и другие. Ведущий теоретик монетаризма М. Фридман считал недопустимой передачу государству любой функции, которая могла быть выполнена в процессе рыночных отношений, поскольку добровольное сотрудничество при этом заменяется принуждением, а расширение полномочий государства создает угрозу свободе в других областях. Влияние государства на экономику должно быть минимальным [10, с. 188].
Фридман М. считал государство главным виновником инфляции. Ученый отмечал, что инфляция является денежным явлением и ответственность за контроль над ней лежит на правительстве. Вмешательство государства в ценообразование и установление потолка роста заработной платы не устраняют инфляцию, а в лучшем случае подавляют ее. А подавленная инфляция несет в себе еще большую опасность, чем открытая [21, с. 493].
Монетаристы во главе с М. Фридманом считали, что ключевое место в системе макроэкономических показателей занимает денежная масса, находящаяся в обращении. И перед государством стоит единственная важная задача – регулирование денежного обращения [12, с. 110].
Экономическая теория предложения сформировалась в конце 1970-х годов. Как и монетаристы, приверженцы данной теории выступали за снижение участия государства в экономике. Наиболее известными представителями этого направления экономической мысли являются М. Боскин, М. Фелдстайн, М. Эванс и А. Лаффер.
Центральное место в теории предложения отводится утверждению о том, что для увеличения национального производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде основное значение имеют эффективное использование и аллокация ресурсов.
Так, представители экономической теории предложения придерживались мнения о необходимости регулирования не совокупного спроса, а совокупного предложения факторов производства на рынке [19, с. 179].
Таким образом, представители практически всех основных экономических школ и направлений выступали за вмешательство государства в деятельности рынка, менялся лишь охват вопросов и проблем, в решении которых оно должно принимать участие. Концепция «невидимой руки» и основанное на ней представление о вреде вмешательства государства в экономику постепенно теряли актуальность, так как они возникли в те времена, когда промышленность была на стадии зарождения, имеющиеся транспортные средства и средства связи не позволяли быстро передавать информацию, а крупные компании не могли полностью монополизировать рынок.
В начале XX века, с развитием железнодорожного и морского сообщения, появлением автомобилей и самолетов, изобретением телеграфа появились компании, которые монополизировали большую часть производственных и торговых операций, лишая рынок возможности как находиться в состоянии свободной конкуренции, так и решать возникающие проблемы в виде спадов и кризисов [6, с. 18].
Кроме того, предприниматели любого уровня в большинстве случаев действуют в личных интересах, не учитывая интересы общества. В погоне за прибылью хозяйствующие субъекты пренебрегают правилами честной конкуренции, требованиями по охране окружающей среды. Поэтому в на- стоящее время среди ученых обозначилось определенное единство мнений относительно роли и места государства в рыночной экономике, в соответствии с которым вмешательство государства в рыночную экономику является необходимым для обеспечения ее нормального функционирования.
Таким образом, была достигнута цель написания курсовой работы – исследование развития системы финансового регулирования России.
Первоначально в работе были перечислены теоретические концепции финансового регулирования. В ходе исследования было установлено, что к таковым относятся: меркантилизм, физиократия, неоклассическое течение, кейнсианство, неолиберализм, монетаризм.
В составе общей финансовой политики выделяют несколько наиболее важных ее составных частей: бюджетную, налоговую, денежно-кредитную.
Бюджетная политика представляет собой стратегию и тактику выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она предполагает распределение централизованного фонда денежных средств и дальнейшее его использование по целевому, отраслевому, территориальному назначению и направлена на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.
Налоговая политика представляет собой стратегию и тактику государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих осуществлять прямое изъятие части доходов у субъектов экономики и населения в бюджет. Осуществление налоговой политики основано на фискальной и стимулирующей функции налогов. С налоговой политикой тесно переплетается ценовая политика, т. е. стратегия и тактика государства, связанная с регулированием ценообразования и выработкой форм финансовых отношений для получения доходов в бюджет государства.
Денежно-кредитная политика, регламентируя функционирование денежно-кредитной системы страны, направлена на регулирование хозяйственной конъюнктуры и достижение стратегических целей экономического развития государства, улучшение благосостояния населения.
Цель работы заключается в изучении развития системы финансового регулирования нашей страны.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!