Развитие познавательной деятельности школьников с нарушением слуха | Пример курсовой работы

Развитие познавательной деятельности школьников с нарушением слуха

Целью исследования является изучение особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушением слуха.

Колебания вибрирующих объектов разносятся в воздушной сфере, твердом теле и жидкости. В этом случае, когда индивид не касается непосредственно к источнику вибраций, а принимает их через передающую сферу, вибрационные чувства дают вероятность судить о явлениях, далеких от человека. При патологиях слуха это весьма немаловажно, так как глухой человек лишен одного из основных каналов приема данных на дистанции — слуха.
Вибрационная восприимчивость может проявить значительную помощь людям, имеющим остатки слуха: в данном случае достаточны влияния меньшей насыщенности, нежели те, какие нужны для появления слуховых чувств при пораженном слухе. Для того чтобы глухой индивид имел возможность применять вибрационную восприимчивость как способ познания, необходимо особая работа. Маленьким детям сложно выделить чувства вибрации в совокупном комплексе чувств, сложно понять, что считается фактором их возникновения. Данные чувства обретают предметно-познавательное значение для детей, когда старший акцентирует его интерес на вибрирующие объекты, демонстрирует разность с невибрирующими. Детей знакомят с разными вибрирующими объектами, обучают локализовать источник вибрации в пространстве[5].
В следствии у глухих детей прослеживается ощутимое увеличение вибрационной восприимчивости. К примеру, глухие определяют место источника вибраций в два раза точнее, нежели слышащие; у них установлено снижение абсолютных порогов вибрационных чувств по сопоставлению со слышащими людьми.
Таким способом, при полном выключении слухового анализатора вибрационная восприимчивость усиливается, а с улучшением слушка — уменьшается. Упражнения активизируют вибрационную восприимчивость.
Развитие вибрационной восприимчивости имеет огромное значение для освоения устной речью, её восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, образующихся при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладошки ко рту, при применении специализированных технических средств, при данном не-слышащие дети лучше воспринимают подобные элементы речи, как ритм и темп, ударения. Вибрационные чувства могут помочь глухому реализовывать контроль за своим произношением[18].
Осязание
С поддержкой осязания исполняется познавательный процесс, в каком принимают содействие кожные и двигательные чувства.
У ребенка с нарушениями слуха прослеживаются те же тенденции в формировании осязания, что и у детей с обычным слухом, однако замечается существенное отставание, в особенности в развитии сложных типов осязания. А. П. Розова изучала особенности узнавания при поддержки осязания объемных объектов и их контурных отображений. Объемные объекты проще распознаются абсолютно всеми детьми. В распознавании плоских отображений большие проблемы прослеживались у глухих первоклассников (одно верное распознавание из 40 допустимых; у слышащих ровесников — 11 верных). Отличия между глухими и слышащими выступали в особенности четко в тех вариантах, когда распознавание предметов требовало мыслительных действий. Слышащие дети применяли наиболее сложные формы обследования предметов — сложные разновидности движении, поиск дополнительных признаков, свойственных для названного ими предмета[16]. Отличия между слышащими и глухими детьми сокращались только лишь к старшему школьному году, однако не полностью (глухие девятиклассники верно узнавали 18, слышащие — 30 предметов из 40). Распознание объекта с поддержкой осязания при неработающем зрении потребует интенсивного привлечения прошлого навыка, сравнения приобретенных данных с существующими понятиями и знаниями о объектах, верной организации процесса обследования. Недостаточное формирование мышления и речи у детей с нарушениями слуха влияет на формировании осязания.
Таким образом, анализ особенностей процессов чувств и восприятия у детей с нарушенным слухом демонстрирует, то что у этой группы детей прослеживается такая закономерность формирования данных процессов, которая свойственна для дефицитарного дизонтогенеза, — асинхрония, которая выражается в различной уровня недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при наиболее высоком уровне формирования иных (визуальное восприятие, вибрационная восприимчивость) [8].

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.
Познавательная активность у школьников с нарушениями слуха проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя. Как правило, у них отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием. Вследствие неудачного опыта пребывания в школе происходит накопление отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации, появляется равнодушие к учебным занятиям.
В процессе формирования личности неслышащих индивидуальный подход имеет основополагающее значение.
Учащихся с нарушениями слуха, особенно старших классов, необходимо включать в процесс активной деятельности вне стен специальной школы. Они должны приобрести опыт практической деятельности с тем, чтобы полученные знания в школе на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов.
Целью исследования является изучение особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушением слуха.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!