Развитие мышления младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования: изучить особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.

Введение и актуальность


Рассмотрим пример: ребенку показывают изображения четырех собак и трех кошек и спрашивают, кого из них больше. На предшествующих этапах развития ребенок также может ответить на этот вопрос правильно. Однако если его спросить, кого больше – животных или собак, он ответит, что больше собак. Ребенок «на стадии конкретных операций» ответит и на этот вопрос правильно, демонстрируя «сложение классов» как часть более общей способности к классификации.
По мнению Пиаже, способность ребенка к классификации - означает не только осознание им существования тех или иных подклассов, например кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса [34, c.182].
Сериация – это способность ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональной стадии ребенка просят расположить несколько палочек по их длине, то он справляется с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего располагая две палочки верно, но затем выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т. д. Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций.
Согласно концепции Пиаже, на дооперациональной стадии ребенок справляется с этой задачей очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций дети обычно отвечают правильно [34, c.184].
В период с 6 до 11 лет наблюдается также активное развитие речи. Главной особенностью на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Более того, ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи – письменной речью.
Письменная речь – особый вид речи, использующей графические символы для передачи звуков.
Хотя письменная речь имеет очень много общего с устной (как и устная речь, она является звуковой, поскольку с помощью системы графических знаков передает смысл звуков и их сочетаний), она имеет специфически ей присущие характеристики [8, c. 51].
Одно из важнейших отличий письменной речи от устной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже больше не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, и при небходимости, могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Письменную речь можно строить более произвольно, написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
Кроме этого, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи не одинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно.
Таким образом ребенок, достигший возраста 7-11 лет, обладает уже достаточным уровнем психического развития, позволяющим ему выполнять столь сложную интеллектуальную функцию, какой является письменная речь. Для того чтобы научиться писать и читать, он должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития мышления, но у него должно быть хорошо развито и восприятие, воображение, память.
Итак, за первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.  Логические приёмы (обобщение, абстрагирование, конкретизация) находят ограниченное применение в начальном обучении.

Заключение и вывод

На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовав особенности развития мышления детей младшего школьного возраста, было установлено, что итогом развития детского мышления является овладение общей структурой мыслительной деятельности, ее операциями, умственными действиями, возможностью осознания возникновения проблемной ситуации, постановкой вопроса и нахождение путей решения задач. Следует отметить, что рассмотрение проблемы развития детского мышления представляет не только теоретический интерес, но также имеет большое практическое значение для психолого-педагогической практики с целью проведения эффективной диагностико-корекционной работы с дошкольниками.
Для выявления изучения мышления у детей младшего школьного возраста, были подобраны следующие методики:
Четвертый лишний (наглядный материал);
Четвертый лишний (словесный материал);
Последовательные картинки;
Продолжи ряд.
Результаты исследования мышления показали, что у детей 8 лет, значительно выше:
способность к обобщению;
способность вычленять существенные признаки;
способность к установлению причинно-следственных связей;
способность к анализу и синтезу.
Итак, по методикам изучения особенностей мышления А.Д. Виноградовой и Н.Л. Коноваловой, было выявлено, что учащиеся 2-х классов, отличаются от учащихся 1-х классов, уже более высоким уровнем развития логического и наглядно-образного мышления.
Способности к выделению существенных признаков, у детей обоих групп сформированы примерно в равной степени.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ