Развитие методики преподавания истории в конце 19 начале 20 века | Пример курсовой работы

Развитие методики преподавания истории в конце 19 начале 20 века

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ развития методики преподавания истории в конце XIX начале XX века.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в российских начале XX века строго определялись уставами и положениями – гимназиях XIX. На протяжении указанного периода было несколько уставов, регламентирующих деятельность гимназий. Их смена была обусловлена внутренними и внешними изменениями в развитии общества и государства, а также их потребностями, что отражалось на учебно-воспитательном процессе учебных заведений [7, с. 113]. Уставы влияли на количество часов при изучении предметов, возраст учащихся, количество гимназических классов, количество учителей в гимназии, материально-техническую базу гимназий, учебно-воспитательный процесс, методы и приемы обучения и т. п.
Рассматривая преподавание истории в гимназиях в начале XIX века, можно выделить некоторые особенности, которые были заложены уставом 1804 года: это энциклопедичность, загруженность гимназического курса истории, преподавание носило поверхностный характер, так как число учебных часов предмета не соответствовало широте программы. Гимназиям того времени не разрешалось иметь много учителей, поэтому учителям приходилось совмещать преподавание нескольких предметов, из-за чего ученики не могли основательно усваивать изучаемый материал. Гуманитарные дисциплины были объединены в один блок с естественнонаучными предметами, например, история и мифология с географией. Учителя должны были собираться к директору на «педагогические советования» для улучшения методической стороны учебного процесса, позднее при учебных заведениях были введены заседания педагогических советов. Главным методом преподавания истории было классическое «отсюда до сюда». Преподаватели, в основном, были незнакомы с педагогическими приемами и методами преподавания, вся методика была рассчитана на зазубривание и память, а не на осмысление материала.
Существенное развитие методов преподавания истории в гимназии началось только с середины 70-х годов XIX века. В них стали вводится методики преподавания, рекомендуемые видными русскими, немецкими педагогами (М.И. Ломоносовым, Д.И. Тихомироваым, А. Дистервегом, И. Гербартом и многих других), стали использоваться их книги и учебные пособия.
Можно выделить следующие методы преподавания предметов гуманитарного цикла того времени:
1) метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстом, книгой, письменные проверочные работы, упражнения;
2) метод бесед – способ преподавания с помощью проверяющих, повторяющих бесед. Сначала учитель излагал материал, а далее все повторялось и закреплялось учениками;
3) излагательный метод – способ преподавания в форме описательного рассказа, лекций, художественного описания, объяснительного чтения [7, с. 160].
А основными методами преподавания истории были:
1) метод реальный или хрестоматический основывался на чтении и обсуждении первоисточников из хрестоматий, преподаватель знакомил учеников с жизнью народа, «духом» изучаемой эпохи;
2) коллективнокатегорический метод был основан на группировке исторического материала по основным проблемам или идеям с учетом знаменательных дат календаря. По памятным датам писались занимательные и доступные детям рассказы, изучавшиеся в дни этих дат;
3) биографический метод обучения строился на «описании» выдающихся личностей, посредством чего изучались определенные события и факты;
4) наглядный метод – для этого использовались картины и карты, книги для чтения с иллюстрациями. Проводились экскурсии, привлекали краеведческий материал. Преподаватели активно участвовали в изучении истории и культуры своего края, старались сохранять исторические и культурные традиции, развивали наблюдательность и заинтересованность учеников, обучали их, ориентируясь на индивидуальные способности, что затем легло в основу современного личностно-ориентированного подхода;
5) существовали также прогрессивный и регрессивный методы. Прогрессивный метод предполагал изучение событий в хронологической последовательности, начиная с древности, а регрессивный начинал изучение событий с современности, постепенно углубляясь в прошлое отечественной истории. Особое значение методисты XIX в. уделяли изучению родной истории и объединению преподавания теории с практикой.
К концу рассматриваемого периода учителя в гимназиях могли выбирать методы обучения, учебники, учебные пособия, но это должно было утверждаться решением педагогического совета учебного заведения.
Главными методами преподавания истории начала XX века служили: лабораторный, трудовой, реферативный, экскурсионной, драматизации, иллюстративный, большое внимание уделялось самостоятельной работе учеников, разработке конспектов, составлению планов, подбору вопросов к тексту, объяснительному чтению. В настоящее время наиболее актуальными являются методы преподавания истории устного, печатно-словесного, наглядного и практического характера. В современной школе методы преподавания истории XIX – начала XX века являются актуальными и на сегодняшний день, но, исходя из задач настоящего времени, в измененном виде. Осваивая опыт прошлого, можно говорить об эффективности образовательных реформ, об их положительных или отрицательных сторонах, а также об их влиянии на развитие образования в целом [7, с. 4]. Если в своей работе современный учитель истории будет использовать опыт своих предшественников, сочетать традиции российского образования с запросами современности, то, очевидно, он добьется успехов в преподавании своей дисциплины.
Одной из актуальных научных и социальных проблем эпохи перемен является историческое образование. Его познавательное и социально-философское, антропологическое и культурологическое значение трудно переоценить. Историческое образование следует рассматривать в качестве фактора формирования и развития исторического сознания субъектов истории, компонента исторической культуры, института исторической социализации личности. Процессы социальной трансформации в России на двух рубежах XX века непосредственно связаны с фундаментальными изменениями в сфере исторического образования. На рубеже XIX–XX веков они сопряжены с такими эпохальными историческими событиями, как революции 1905 и 1917 годов, Первая мировая война, крушение Российской империи и образование СССР; на рубеже XX–XXI веков – перестройка и крушение СССР, образование постсоветской России.
Вследствие реформирования школьного образования с конца XIX века по 1917 год, как отмечают исследователи, в целом сложилась и приобрела устойчивость система исторического образования, однако события 1917 года привели к ее разрушению и формированию новой системы исторического образования на иных принципах и методах, с другими задачами [17, с. 3; 10, с. 5]. Цели и задачи исторического образования в школе соответствовали требованиям эпохи. Основными направлениями методической мысли в России в это время были развивающее обучение, направленное на развитие мышления учащегося и предусматривающее изучение истории по источникам; наглядное обучение, сопряженное с использованием отечественных наглядных пособий вместо ранее использовавшихся в школе немецких и английских; привлечение детей к краеведческой работе. Теория дифференцированного и интегративного обучения еще только разрабатывалась.
Имевшиеся хрестоматия, учебные атласы, таблицы и вопросники отражали стремление методистов и учителей к изменению методов преподавания истории для активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом обсуждения вопросов разработки программ, построения исторического курса, его содержания, соотношения различных сторон исторического процесса явилось признание учителями правомерности начала преподавания отечественной истории с третьего класса.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ развития методики преподавания истории в конце XIX начале XX века.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!