Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством технологий интегрирова

Цели и задачи

Цель исследования: изучение развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством технологий интегрированного обучения.

Введение и актуальность


Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас или сегодня-вчера-завтра т.д. [5].
В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Возможно, в дальнейшем будет произведена дополнительная дифференциация каждого уровня. Для решения практических задач диагностики и коррекционной работы предлагаемую нами дифференциацию можно считать достаточной.
Рассмотрим развитие математических представлений в среднем дошкольном возрасте. Четвертый год жизни.
Все дети осваивают математические представления с разной скоростью, и это нужно учитывать, как только ребенок приходит в детский сад. Не стоит делать процесс более интенсивным, необходимо учитывать разный уровень подготовки детей [12].
Предметы из окружающего мира вызывают у детей любопытство, поэтому ребенка нужно окружить насыщенной предметной средой. Необходимо помнить, что ребенок, увидевший что-то впервые начинает считать это эталоном, и после сравнивать его со всем остальным увиденным.
Для облегчения развития пространственных ориентировок желательно использовать подвесные предметы и обращать на них внимание детей с помощью слов «высоко», «ниже», «выше» и др.
Из дидактических игр желательно использовать лото и парные картинки, а так же мозаики, пазлы из 4-15 частей, наборы кубиков, развивающие игры.
Этот период жизни можно назвать стадией предметных эталонов, так как дети активно начинают осваивать эталоны формы, цвета. Часто дети выделяют только 3 – 4 формы, но затрудняются назвать ее в малознакомых предметах. Внимание детей приковывается в основном к более ярким и броским свойствам и элементам, т. е. ребенок, например, может не обратить внимания не разницу размеров предметов, если они различаются незначительно. Для того чтобы более точно различить свойства предметов, ребенку необходимо ощупать предмет, обследовать его со всех сторон. Дошкольники успешно могут произвести простые действия: упорядочить 3 – 4 элемента по наиболее яркому признаку, рассортировать фигуры или их абстрагировать. Особый интерес в этом возрасте дети проявляют к блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера [17].
Чтобы лучше развить мелкую моторику можно предложить ребенку любые контейнеры или коробочки с крышечками, которые будут различаться по размеру и цвету. Так ребенок в процессе игры будет накапливать опыт в сравнении величин или форм предметов. Ребенок проводит как бы эксперименты, а это является одним из важнейших аспектов развития личности [18].
Пятый год жизни.
В возрасте 4 – 5 лет дети начинают осваивать сенсорные эталоны. У них развивается интерес в установлении простейших связей и отношений между объектами. Опыт познания всего окружающего уже есть, но необходимо систематизировать и обобщить все полученные знания. Для достижения этой цели можно организовать «сенсорный центр», т. е. такое место, где собраны предметы, познание которых возможно с помощью различных органов чувств. Это могут быть музыкальные инструменты, которые можно услышать; рисунки, книги и плакаты для рассматривания; флаконы из-под духов или ароматические вещества, которые можно понюхать [13].
Для организации разнообразной практической деятельности можно использовать материалы и пособия, с помощью которых у ребенка появляется возможность что-то пересчитать, соотнести, или сгруппировать и упорядочить. Для этого широко используются различные наборы предметов, как абстрактные (геометрические фигуры), так и «жизненные» (шишки, ракушки, игрушки и т. д.). Их должно быть достаточное количество, а так же необходима возможность вариативности. Следует предоставить игры и для средней возрастной группы детей (около 15 %), чтобы ребята, опережающие в развитии своих сверстников, могли развиваться дальше, а не стоять на месте [16].
В среднем дошкольном возрасте стоит организовать разнообразные игры с блоками на выделение свойств. При применении счетных палочек Кюизенера внимание ребенка обращается на отличия между размером и цветом, и устанавливается зависимость цвет – длина – число.
Для освоения счета требуется использование различных мер. Это могут быть разноцветные полоски картона разной длины, шнурки, стаканчики и т. п. А можно организовать сюжетно-обучающие игры с применением весов или ростомером.
Средний возраст можно назвать началом периода сенситивного развития знаково-символической функции сознания. Активно стоит использовать знаковую систему и придумывать такие знаки вместе с детьми, постепенно подводя их к тому, что обозначать что-то можно не только словесно, но и графически. Для этого можно вместе с детьми нарисовать схему, на которой обозначены детский сад, поликлиника, магазин, «Детский мир», а после выяснить у кого из детей путь в детский сад длиннее, а у кого короче [22].
Так же нужно использовать наглядность моделей, к примеру, это может быть простой план пространства кукольной комнаты. Основным требованием является предметно-схематическая форма этих моделей.

Заключение и вывод

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений. Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования: принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум. Современные программы развития и воспитания детей в детском саду, как правило, содержат логико-математическое содержание, побуждающее к развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.
Изучение состояния количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста проходило на базе МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида». При определении содержания элементарных математических знаний у детей среднего дошкольного возраста мы руководствовались Типовой программой воспитания и обучения в детском саду, методикой О.Е. Громовой. Детям предъявлялись задания по следующим разделам: количество и счет; количественные отношения; счетные операции; решение арифметических задач; размер предметов; пространственные представления; знание геометрических фигур; знание цифр.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет. По итогам исследования у большинства детей среднего дошкольного возраста выявлен недостаточный уровень развития математических представлений.
С целью обоснования педагогических условий по развитию математических представлений у дошкольников посредством интегрированного обучения мы определили содержание работы по обучению математике в режимных моментах и соответствии с ним разработали методические рекомендации по развитию математических представлений у дошкольников в режимных моментах. Для этого мы использовали различные формы организации образовательной деятельности в режимных моментах, учитывали образовательный потенциал режимных моментов в детском саду, планировали и организовывали в режимных моментах индивидуальную работу по развитию математических представлений детей дошкольного возраста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ