Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках

В младшем школьном возрасте процесс интеллектуального развития осуществляется наиболее интенсивно. Это связано с тем фактом, что именно в данный возрастной этап происходит развитие всех психических процессов. Помимо этого, именно в этот возрастной период ребенок начинает осознавать все те изменения, которые происходят с началом учебной деятельности.
Очевиден тот факт, что именно в образовательном учреждении, а точнее в школе, осуществляется процесс интеллектуального развития в ребенка. Поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребёнка. Именно в возрасте 5-7 лет совершенствуются когнитивные, речевые и перцептивно- моторные навыки, что значительно способствует упрощению процесса научения и повышает его эффективность.
Согласно исследованиям О. К. Тихомирова, наиболее чувствительным возрастом для развития интеллектуальных способностей является дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 12 лет [14].
Развитие интеллекта у детей младшего школьного возраста идет в двух различных направлениях – это усвоение и активное использование речи в качестве средства мышления, а также соединение и взаимодействие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Развитие ребенка в интеллектуальной сфере осуществляется в два этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе происходит решение задачи, анализируются заданные условий, а также вырабатывается план. На исполнительном же этапе сформированный план реализуется практически. В дальнейшем выстраивается соотношение полученного результата с условиями и проблемой. Помимо этого добавляется умение рассуждать логически и оперировать понятиями.
Напомним, что первым из названных направлений выступило формирование активной речи у детей, в том числе и ее активное использование при решении разнообразных задач. Речевому развитию на данном этапе будет способствовать обучение ребенка рассуждать вслух, проговаривать ход мысли и итог мысленного умозаключения.
Если говорить о втором направлении, то соединению различных видов мышления будут способствовать задачи, для решения которых необходимо применение практических действий, умение оперировать образами, использование понятий и вести логическую цепь рассуждений. Стоит отметить, что если хоть один из этих аспектов будет слабо представлен, то процесс интеллектуального развития младшего школьника будет происходить односторонне. Так, преобладание практических действий будет способствовать развитию наглядно-действенного мышления, однако словесно-логическое и образное мышление будет задерживаться. И наоборот, при доминировании образного мышления, обнаруживается отставание в развитии как теоретического, так и практического интеллекта. Таким образом, все это в конечном итоге может содействовать снижению общего интеллектуального прогресса младшего школьника.
Не стоит недооценивать подготовительный этап ориентировки для решения поставленной задачи. Данная фаза весьма важна для интеллектуального развития ребенка, так как практика показывает, что причиной неудачи является неумение анализировать условия задачи. Однако этот недостаток рекомендуется компенсировать за счет выполнения специальных упражнений, одним из которых является сравнение между собой условий похожих задач.
Р.С. Немов дополняет вышесказанное и говорит о том, что учащиеся первого класса могут понять и принять предложенную им задачу, однако только с опорой на наглядный образец возможно ее практическое выполнение. Третьеклассники же в свою очередь способны самостоятельно составить план работы над задачей и придерживаться его без опоры на представленный наглядный образец [10].
Еще одной не менее важной стороной интеллекта, которая характеризует умственные достоинства личности, является высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению.
Несомненно, что за четыре года обучения в начальной школе ребенок достигает значительно успеха в умственном развитии. Л.С. Выготский отмечал, что за этот период доминирование наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьника поднимается до словесно- логического мышления на уровне конкретных понятий [2]. По словам Л.С. Выготского [2], начало младшего школьного возраста характеризуется доминированием дооперационального мышления, а окончание преобладанием операционального мышления в понятиях.
В дальнейшем происходит закрепление и развитие тех познавательных процессов, необходимость которых обусловлена поступлением в образовательное учреждение. К таким процессам можно отнести мышление, восприятие, память, внимание и воображение.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным. Однако непроизвольное внимание остается на период обучения в начальной школе и составляет конкуренцию произвольному. Однако, уже к окончанию четвертого класса учащийся имеет объем, устойчивость и концентрацию произвольного внимания почти такую же, как и взрослый человек. А переключаемость внимания у младшего школьника даже выше, чем у взрослого человека. Этот факт обусловлен гибкостью процессов, протекающих в центральной нервной системе[12].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину, который не только определяет его социальную полезность, но и выражает его индивидуальные особенности, а значит, служит главным проявлением разума.
В реальности, именно интеллект выделяет человека из животного мира, а также придает значимость каждой личности. Наличие интеллекта позволяет не просто приспосабливаться к условиям меняющейся действительности, а менять окружающий мир, перестраивать среду под себя.
Интеллект, по определению психолога М.А. Холодной, – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека. Интеллектуальные способности она определяет как «индивидуально- психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности». Уровень развития интеллектуальных способностей человека непосредственно зависит от богатства его умственного опыта, разнообразия интеллектуальных функций, которые он способен выполнить. Следовательно, развитие интеллектуальных способностей личности происходит при обогащении умственного опыта, а также увеличении количества выполняемых интеллектуальных функций. В свою очередь, увеличение качества интеллектуальных функций указывает о развитии существующих интеллектуальных способностей, а увеличение их количества свидетельствует о появлении новых. Из вышесказанного следует, что целью обучения школьников должна выступать не только передача знаний и опыта, накопленного поколениями, но и формирование у обучащихся собственного опыта умственной деятельности [17].
На основании исследования М.А. Холодной [17] все интеллектуальные способности можно разделить на три группы:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ