разработка рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления младших школьников | Пример курсовой работы

разработка рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления младших школьников

Цель исследования – разработка рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления младших школьников.

Современные условия стремительного роста информационных потоков диктуют необходимость наличия информационной культуры (как одной из составляющих общей культуры) для свободной ориентации в массивах данных. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
В связи с информатизацией образования в учебных заведениях оборудуются специальные кабинеты (кабинеты компьютерных технологий, информационных технологий, компьютерные лаборатории, информационные центры и прочие) для проведения занятий с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ учителей. В таких кабинетах компьютеры, чаще всего, объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. Также в них имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них конспектами занятий, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др.
Информационные технологии нашили свое применение в образовании в качестве средств обучения и управления учебно-воспитательным процессом; как инструменты автоматизации процессов контроля, коррекции результатов воспитательной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний детей; в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов диагностики; в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности в сфере образования; при организации мониторинга физического состояния и здоровья различных контингентов учащихся.
Одними из самых востребованных средств информационно-коммуникационных технологий в образовании являются компьютерные игры и обучающие программы.
Компьютерные игры и обучающие программы относятся к мультимедийным дидактическим средствам.
Понятие мультимедиа сложилось в начале 90-х годов прошлого века, когда «компьютеры, в том числе персональные, стали приобретать возможности обработки информации не только числовой и текстовой, но и звуковой, видеоинформации, и становится устройствами для обучения, досуга, развлечений» [19, с. 87].
Развитие мультимедиа связано, в первую очередь, с развитием технических и системных средств. И прежде всего стоит отметить прогресс в развитии электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Развитию мультимедиа, как инструменту обеспечения интерактивного взаимодействия пользователя с компьютером, способствует совершенствование таких компонент, видеокарта, аудио адаптер, электронные устройства памяти.
Развитию мультимедиа может способствовать и возможность хранения больших массивов информации на одном носителе. Звук, видео, графика, объединенные в мультимедиа приложение, требуют больших объемов памяти. Поэтому для их хранения нужны достаточно емкие и, желательно, недорогие носители. Уже давно на смену CD и DVD-дискам пришли карты памяти. Карты флэш-памяти появились после того, как начали пользоваться популярностью ноутбуки. В настоящее время карты флэш-памяти находят все большее применение не только в компьютерах, но и в сотовых телефонах и цифровых фотоаппаратах.
Мультимедиа – это современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты, звуки, видеоизображения, графика и т. п.) и обеспечивающие интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.
Мультимедийные средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
Рассматривая мультимедийные средства в свете образовательных средств Некрасова А.Н. дает следующее определение – «информационные технологии, использующие различные программные и технические средства для наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который одновременно является и читателем, и слушателем, и зрителем» [20]. Таким образом, будем относить к мультимедийным средствам те, которые способны привнести в процесс обучения и воспитания информацию разных видов.
Самым распространенным мультимедийным средством обучения можно назвать интерактивную доску.
Интерактивная доска представляет собой экран сенсорного типа. Посредством проектора на поверхность доски проецируется главное окно графической среды компьютера — рабочий стол. Сама же доска выступает в качестве экрана, обладающего уникальной спецификой. Именно эта специфика определяет широкую востребованность устройства данного типа.
Основная особенность устройства состоит в его интерактивности. Речь идет о возможности непосредственного взаимодействия пользователя с проецируемым изображением. В частности, пользователь может по своему усмотрению вносить коррективы в предоставленное изображение, делать на нем пометки. Предоставляя такие возможности, доска выступает в роли своеобразного устройства, обеспечивающего ввод информации в память компьютера.
Все произведенные изменения могут быть сохранены на жестком диске. В дальнейшем эти файлы можно редактировать, а также скачивать на съемные носители.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой — проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной — проектор устанавливается за доской.
Аналогом интерактивной доски может служить интерактивная приставка, специально разработанная для проведения уроков, лекций, презентаций, тренингов, совещаний и творческих занятий.
Мультимедийные дидактические средства, применяемые в образовании, можно классифицировать на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства необходимы для более успешного и наглядного представления обучающего материала. Зачастую таким средством обучения является мультимедийная (слайдовая) презентация, применяемая при организации и осуществлении занятия.
Дидактические материалы для слайдовой презентации создаются в согласовании с общими дидактическими принципами отбора содержания учебного материала — целенаправленность, научность, доступность, систематичность и последовательность изложения. Помимо этого, нужно принимать во внимание требования, которые диктуются психологическими особенностями восприятия данных с экрана и на печатной основе, эргономические требования. А с другой стороны, необходимо максимально применять возможности, которые предоставляют нам программные средства современных информационно-коммуникационных технологий.
Отталкиваться, конечно же, необходимо от дидактических и познавательных целей и задач занятия, ибо средства ИКТ — это только средство осуществления дидактических задач [21].
Рассмотрим дидактические требования, которые предъявляют к мультимедийным дидактическим средствам.

Настоящее исследования было посвящено вопросам применения информационных технологий в системе образования, в частности для развития логического мышления.
В рамках выполнения курсовой работы был проведен анализ возможности применения информационных технологий в системе образования, который позволил сформулировать следующие положения:
Информационные технологии нашли широкое применение в образовании в качестве средств обучения; инструмента планирования и хранения информации для учета показателей; программную поддержку учебного процесса и т д.
В качестве средств информационных технологий можно выделить мультимедийные средства; электронные образовательные ресурсы; программы компьютерного моделирования; системы хранения и обработки данных.
Применение информационных технологий возможно в ДОУ (например, компьютерные игры, презентации), в школе (например, облачные технологии), в спорте (например, экспертные системы), в вузе (в процессе формирования ИКТ-компетенции).
Особое внимание в исследовании уделено обучающим программам (мультимедийным презентациям) как главным инструментам знакомства младших школьников с компьютером. Подтверждением необходимости изучения именно названных средств являются результаты экспериментальной работы. Было выяснено, что компьютерные игры и электронные обучающие программы не находят своего применения дома у школьников. Однако дети готовы к формированию навыков работы за компьютером и восприятию информации с монитора вычислительной техники или интерактивной доски.
Были разработаны рекомендации по разработке и применению обучающей программы, реализованной в виде мультимедийной презентации.
Подводя итог, сделаем вывод о достижении цели и решении задач, поставленных во введении.
Цель исследования – разработка рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!