Разделение властей в Российской Федерации | Пример курсовой работы

Разделение властей в Российской Федерации

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию и практику разделения властей в РФ.

Как известно, принцип разделения властей в собственной основе оказался не принятым марксизмом, который сначала выдвинул обеспечение и усиление диктатуры пролетариата в виде основной задачи государства. Классовые, политические интересы предопределили формирование институтов функционирования власти, распределение различных функций и полномочий между ними, их взаимные отношения.
Как продемонстрировал советский опыт, конкретное разделение труда по управлению государством со временем усиливалось, при этом до понимания самой идеи разделения властей не добрались. Формально-конституционным ограничителем остался принцип полновластия Советов, а на практике политическим – монопольное управляющее положение, имевшееся у коммунистической партии, которая во всех ситуациях сохраняла для себя возможность принятия ключевых решений в области управления государством.
В ходе провозглашения и утверждения государственной независимости в России разделение властей превратилось в конституционный принцип. При этом освободиться от наследия прошлого оказалось не столь легко. В Конституции 1978 г. оставались нормы, которые противоречат данному принципу. [25]
Как раз с принятием Конституции РФ (КРФ) в 1993 г. принцип разделения властей зафиксировали в главном законе России в виде принципа государственного конституционного строя.
Теория и практика государственного устройства в СССР и Советской России не учитывала важную теорию разделения властей. Поэтому первые конституционные акты Советской России смогли провозгласить единство государственной власти и отнесение её к представительным органам. С той поры и на протяжении последующих десятилетий Советы, в виде представительных органов, реализующих государственную власть, при этом считались органами, которые возглавляли всю существующую систему государственных органов.
КРФ 1993 г. По факту признала, что в текущих условиях развития государственности более оправданным будет такое решение вопроса, когда в основе организации руководства делами государства находится принцип разделения властей.
В статье 10 КРФ отмечено, что Государственная власть в России реализуется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными. А в части 1 ст. 11 КРФ определено, что государственную власть в России реализуют: Президент страны, Федеральное Собрание (включает в себя Совет Федерации и Госдуму), Правительство, суды.
В чем же конкретно выражается суть принципа разделения властей в России, какие «сдержки и противовесы» зафиксированы в КРФ?
Можно отметить такие особенности содержания принципа разделения властей в России.
Во-первых, КРФ предполагает понятное разделение всех функций и компетенций между различными государственными структурами в рамках требований разделения труда при реализации власти законодательной, исполнительной и судебной.
Во-вторых, КРФ зафиксировала определённую самостоятельность каждого варианта государственных органов при выполнении относящихся к ним функций:
В-третьих, КРФ призвана обеспечить такой баланс полномочий любой ветви государственной власти, который исключил бы возможность переноса властных полномочий, и тем более всей полноты власти, на одного из них; ни одной из 3 ветвей власти не следует вмешиваться в прерогативы иной ветви;
В-четвертых, споры о компетенции в России следует решать лишь в ходе конституционного судопроизводства, т.е. с помощью Конституционного Суда РФ.
В-пятых, конституционная система России предполагает правовые методы, обеспечивающие сдерживание любой власти иными властями, т.е. включает взаимные «противовесы» для иных властей. К подобным «противовесам» необходимо отнести:
– срочность полномочий выбираемых должностных лиц либо государственных органов разных уровней;
– несовместимость депутатского мандата с заниманием должности в аппарате исполнительной власти;
– право вето на рассматриваемые законопроекты (ч. 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 КРФ);
– право постановки вопроса о роспуске Госдумы (ч. 3 и 4 ст. 117 КРФ);
– надзор над законодательным (представительным) ОГВ, проводимый избирателями во время выборов;
– вотум недоверия Правительству РФ, обозначенный Госдумой (в рамках ч. 3 и 4 ст. 117 КРФ);
– обеспечение независимости судейского корпуса (в рамках ст. 120 КРФ).
Упомянутые «сдержки и противовесы» используются только в отношении системы только разделения властей в России.
Цель курсовой работы – рассмотреть теорию и практику разделения властей в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!