рассмотрении соотношения теории права и философии права | Пример курсовой работы

рассмотрении соотношения теории права и философии права

Цель работы заключается в рассмотрении соотношения теории права и философии права.

Как полагают философы, при построении научной теории, в том числе и правовой теории, научное познание должно пройти ряд стадий или этапов, каждый из которых является необходимым в процессе научного изучения объекта и подчиняется общей задаче достижения полного и истинного знания о предмете исследования.
В частности, построение всякой научной теории, переход к теоретической ступени познания начинается с выбора предметной области (объективного конкретного), которая должна быть подвергнута затем должному теоретическому анализу.
В этом состоит первый логический принцип восхождения от абстрактного к конкретному и достижения полного, конкретного в мышлении знания о предмете. Однако выявление предметной области, отделение ее от окружающей среды является, по существу, только подступом к действительному теоретическому познанию, предполагающему сведение многочисленных фактов, явлений к единому основанию и осмысление на основе этого единого.
В результате своего исторического развития общая теория права накопила обширный общенаучный материал, весьма ценный с научной и практической точки зрения (о понимании права в юридико-прикладном значении, соотношение объективного и субъективного права, законности, правовых гарантиях и др.).
Вплоть до важнейших разработок, которые могут быть с полным основанием отнесены к передовым достижениям современного обществоведения, таких, как разработки, раскрывающие специфические свойства юридической системы, типы и механизмы правового регулирования.
При рассмотрении такого рода проблем, а также при проработке многих иных вопросов правовой теории (процедурно-процессуальной формы, вины, причинности при ответственности, толкования юридических текстов) используются методы и данные философии, включая данные аксиологии, теории систем, герменевтики и др. Это во многих случаях, как уже отмечалось, приносит существенный познавательный эффект, поднимает соответствующие юридические проблемы и общую теорию права в целом на весьма высокий общенаучный уровень.
Вместе с тем между философией права и общей теорией права во всех случаях (даже при корректном и интенсивном использовании в общетеоретических правовых исследованиях методов и данных философии) сохраняется качественное различие.
Общая теория права, неизменно опираясь на “выведенные за скобки” материалы отраслевых дисциплин, в конечном счете так или иначе нацелена на решение юридически значимых вопросов жизни общества (законодательства, юридической практики, правовой культуры, правового обучения и просвещения, иных проблем правовой политики). Именно с этими юридико-политическими институтами и явлениями общая теория права и корреспондирует, многообразно взаимодействует.
С точки зрения философии права, содержательное поле уровня составляет юридическое мировоззрение, в лоне которого вырабатывается юридическая картина мира. Ее каркас – юридический концепт действительности как система понятий и фикций, имеющих метафизическую природу.
С точки зрения теории права, возникающая картина мира имеет специальный характер – она юридическая по своей научной природе. Ее суть сводится к устройству мира как совокупности юридических отношений. В отношениях подобного рода участвуют не сами люди, а их юридические маски. Юридическая картина как теоретическая система описывается правовыми понятиями и конструкциями. В итоге налицо попытка преодоления методологического дуализма – метафизического и научного объяснения права.
Неполнота знаний в этом случае восполняется в пределах общезначимых установок, своеобразных «столпов» теории права, которые зачастую остаются в лоне очищенного от идеологии исторического материализма.
В другом случае (неклассический подход) признается фундаментальная ценность антропологических констант, понимание права разрабатывается с использованием не только диалектики, но и феноменологии, герменевтики, антропологии. Если человек мыслится как часть природы, то акцент делается на естественных правах, если он – по преимуществу часть общества, то преобладают ценностные значения права. То есть на данном уровне юридической науки заявляет о себе парадигмальная многомерность философии права и теории права. Здесь способны сосуществовать различные концептуальные объяснения права, опираясь в этом сосуществовании на принцип дополнительности.
В рамках метатеоретического уровня тем или иным образом решается принципиальная проблема философии права – выработка правопонимания как предельного основания права, обосновывается его легистский тип, юснатурализм, либертарное правопонимание, интегративная концепция правопонимания и другое.
Правопонимание, выступая основой, порождает идеи права, позволяющие толковать его сущность – идеи нормы, свободы, формального равенства, справедливости. В результате задаются параметры последующей интерпретации правовых явлений для самостоятельных разделов юридического знания.
Неотъемлемой составляющей метаюридического уровня является проблема методов. Определяется их, если не конкретная совокупность, то принципы выбора и построения.
Ключевым фактором выступает правопонимание и характеристики парадигмы. При опоре на их трактовку возможно создать конфигурацию методов, включающую как философские, так и общенаучные, специальные приемы и способы.
К слову, на этих направлениях научные исследования развиваются достаточно давно, в том числе и в юридической науке. В частности, системный, структурнофункциональный подходы, будучи, по сути, общенаучными, в ряде исследований проходят по ведомству философии. И наоборот, коммуникативный, цивилизационный методы, в большей мере характерные для философии, оказываются теоретико-правовыми. Итак, философия права и теория права на протяжении веков шли по пути дифференциации, уточнения собственных предмета и метода.
Сложившаяся на рубеже ХХ–ХХI веков научная картина их отношений противоречива. Осмысление права в категориальном поле философии многообразно. При этом единого, одобренного в научном сообществе сведения философско-правовых смыслов к некоему общему знаменателю или образцу не существует. По-видимому, подобных знаменателей и образцов в философии и быть не может. Вместе с тем, несмотря на данное многообразие, может быть (и даже должно) отработано и эпистемологически оформлено взаимодействие философии права и теории права. Их параллельное, разделенное движение создает препятствия к развитию обеих, а «воссоединение» – залог расцвета.
Общее философии права и теории права обусловлено природой и сущностными качествами самого права.
И философы, и теоретики, выстраивают свои концепции исходя из положения, согласно которому право есть общеобязательное правило поведения, а не описательные сентенции науки или политические декларации. Философы права, ориентируя свое учение на построение какого-либо идеала, стремятся к его продолжительному характеру, к стабильности в обществе («общество свободно хотящих людей» Штаммлера, «социальная солидарность» Дюги, «замиренная среда» Ковалевского и др.).
В числе основополагающих вопросов, исследуемых теорией права, проблемы соотношения законности и правопорядка, вопросы оценки юридической силы нормативно-правовых актов, восполнения пробелов в праве, что также нацеливает на создание прочной «замиренной» среды в обществе и государстве
Цель работы заключается в рассмотрении соотношения теории права и философии права.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!