рассмотрение разнообразных критериев для типологизации государств | Пример курсовой работы

рассмотрение разнообразных критериев для типологизации государств

Целью моей работы является рассмотрение разнообразных критериев для типологизации государств.

В феодальном государстве наблюдалась дисперсия, или дуализм, политического господства: с одной стороны, существовала центральная власть суверена, а с другой – обширные полномочия местных сеньоров, все они выполняли одни и те же публично-правовые функции. Благодаря их деятельности сформировались кодексы общих законов, конкурировавшие с традиционными нормами провинций и городов.
Благодаря территориальному принципу организации политической власти, централизации и институционализации политического авторитета и монополии на легитимное применение силы внутри общества современное государство было способно сохранять население и контролировать правопорядок, наращивать военный потенциал и завоевывать новые территории, поддерживать гражданскую лояльность и использовать преимущества рыночной экономики». Любашиц в развитии настоящего политического господства выделяет такие инновационные этапы как: правовое государство, гражданское государство, социальное правовое и демократическое правовое государство.
Между тем все вышеназванные варианты классификаций довольно однобоки, тенденциозны, а также ограничены. Довольно часто у них наблюдаются существенные расхождения между практикой и теорией. Так конституция какой-либо из стран может провозглашать правовую государственность, но в реальности таковую не иметь.
В науке получила распространение классификация типов государства предложенная Г. Еллинеком. Беря в основу идею личной свободы гражданина, он выделял такие исторические типы государства: древневосточное; эллинское; римское; средневековое; современное.
В литературе некоторые правоведы подразделяют государства на авторитарные, тоталитарные, демократические и либеральные.
В государстве с тоталитарным режимом роль человека гипертрофируется, он становится подвластным «государственной машины». Власть целиком и полностью сосредотачивается либо у правящей элиты, либо одного диктатора, а также его окружения.
От тоталитарного, авторитарное государство отличается некоторым проникновением в него, в ограниченном объеме, элементов законности и демократизма.
В либеральном государстве принижено значение и роль государства в общественной жизни. Здесь созданы все условия для существования правовой автономности личности, не допускается необоснованное вмешательство со стороны государства в личную сферу, права и свободы личности законодательно закрепляются, однако не всегда гарантируются. В политическом плане, действия, которые направлены на изменение общественного и государственного строя, не допускаются.
В государстве с демократическим режимом «существуют политические партии, выборны и сменяемы центральные и местные органы власти, они подотчетны избирателям, осуществляют свою деятельность гласно». Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
«В целом прослеживается закономерность: идет постепенный общемировой процесс сдвига государств от недемократических видов режимов к демократическим. Многие передовые, развитые государства такую смену акцентов в методах управления уже в основном осуществили.»
Данная классификация имеет большое практическое и научное значение. Как видно, главным критерием здесь служит государственно-правовой (политический) режим. Этот критерий по основательности и по глубине не идет в сравнение с формационным подходом, однако он позволяет выявить важнейшие особенности у государств, в рамках общепринятых типов.
Подходы к типологизации государства в науке теории государства и права весьма разнообразны. В зависимости то критериев классификации, ученые выделяют множество разнообразных типов государств.
Сущность государства конкретизируется в многочисленных его разновидностях, которые обусловливаются например: географическими факторами и подразделяются на южные, северные, средние; в зависимости от преобладающего политического режима выделяют демократические и авторитарные государства; в зависимости от типов политических систем и уровня общественного развития государства классифицируются на традиционные, примитивные, современные (неразвитые и современные цивилизованные); в зависимости от способности к осуществлению социальной и политической мобилизации граждан – на мобилизационные, предмобилизационные и т.д.
Между тем основные критерии классификаций государств на виды обнаруживаются и выделяются из соотношения общества и государства. Поэтому наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный подходы к классификации государств.
Формационная теория достаточно долгое время преобладала в нашей стране. Вплоть до 90-х годов наше государство было социалистическим, и большинство граждан, доверяя правящей элите, считало этот тип государственности наиболее идеальным. Однако практика показала нам совершенно другой исход.
Согласно цивилизационному подходу, в развитии государства определяющими являются социокультурные факторы, которые включают в себя идеологию, духовную жизнь общества, религию, нравственность. Лишь они в большинстве своем определяют закономерности развития конкретной общественной системы, а также характерные черты ее государственной власти.
Прогресс государственности в современном понимании выдвинул на основной план положение личности и качество жизни, которое способно обеспечить ей государство. В современных подходах к изучению государственности объединяются этнокультурные, социально-политические, экономические структуры в одно единое целое.
Изучение и анализ различных типов государств имеет огромное практическое значение. Более глубокое изучение свойств и сущности государств, помогает нам проследить за их развитием, изменениями, происходящими в течении различных исторических периодов, выявить недостатки, а также обобщив предшествующий опыт, избежать ошибок в будущем построении государственности.
Целью моей работы является рассмотрение разнообразных критериев для типологизации государств.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!