расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении задач управления организацией с использованием методологии стратегического менеджмента, процессно-проектного управления и инструментария анализ хозяйственной деятельности | Пример курсовой работы

расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении задач управления организацией с использованием методологии стратегического менеджмента, процессно-проектного управления и инструментария анализ хозяйственной деятельности

Цель данной работы – расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении задач управления организацией с использованием методологии стратегического менеджмента, процессно-проектного управления и инструментария анализа хозяйственной деятельности.

Традиционно в качестве важнейших индикаторов эффективности предприятий используются показатели прибыли и рентабельности, но в данном случае их применение не в полной мере способно учесть интересы всех субъектов, связанных с функционированием ЦСС. Ввиду пространственной распределенности последних необходимо учесть эффекты функционирования ЦСС на региональном уровне.
Практика показала, что когда фирма, максимизирующая прибыль, вступает в прямую конкуренцию с фирмой, максимизирующей добавленную стоимость, ее шансы невелики [3, с. 39]. Российские экономисты С. Губанов и А. Грачев также утверждают, что «…максимизация добавленной стоимости открывает куда больший простор для развития производительных сил, чем максимизация прибыли, поскольку предполагает также неуклонное увеличение заработной платы, … и эффективности воспроизводства: трудовой, организационно-структурной, технологической, продуктовой» [4]; «…добавленная стоимость выступает как важнейший оценочный показатель предприятия…» [5, с. 111] и «…оказывает решающее влияние на его платежеспособность и финансовую устойчивость…» [5, с. 117].
Важность максимизации валовой добавленной стоимости как важнейшего целевого критерия развития белорусской промышленности подчеркивается в работе И. Телеша [6]. В противовес высказанным мнениям следует заметить, что саму величину добавленной стоимости достаточно сложно использовать в качестве критерия диагностики и мониторинга предприятий.
Трудности возникают, в частности, с поиском нормативного размера добавленной стоимости, по которому все предприятия можно было бы делить на успешные и проблемные. Для устранения данного недостатка могут быть использованы относительные показатели, построенные на основе добавленной стоимости. Так, И. Телеш предлагает оценивать отрасли экономики по размеру добавленной стоимости в расчете на одного занятого [6, с. 25], но применимость данного показателя на уровне предприятий не рассматривалась. Использование критерия добавленной стоимости в качестве единственного диагностического признака предприятий оставляет вне рассмотрения ряд прочих характеристик, определяющих финансовый успех бизнеса в ближайшей и долгосрочной перспективе. В частности, высокий размер добавленной стоимости не исключает убыточности, которая, в свою очередь, создает предпосылки для неплатежеспособности компании.
В диагностических целях важно разделять предприятия исследуемой выборки на прибыльные и убыточные, поскольку наличие убытков относится к основным признакам кризиса на предприятии. Важной характеристикой субъектов экспортноориентированной экономики является их деление на импортеров и экспортеров. Использование критериев прибыли и добавленной стоимости не дает такого деления.
Для анализа и планирования деятельности предприятий (следовательно – доступных для оценки), а также с учетом проведенных выше рассуждений, нами были выбраны три показателя для использования в качестве критериев диагностики:
– ЧП – величина чистой прибыли предприятия за год, руб.;
– ФОТ – годовой размер фонда оплаты труда, руб.;
– ЧЭ – чистый экспорт (сальдо внешней торговли), долл.
С одной стороны, эти показатели наиболее просты, доступны и не требуют дополнительного сбора информации, а с другой стороны – разносторонне характеризуют деятельность предприятия как элемента ЦСС. Следует пояснить некоторые детали, также повлиявшие на выбор данных показателей:
– показатель чистой прибыли наилучшим образом позволяет разграничить рентабельные и убыточные предприятия, в отличие, скажем, от показателей прибыли от реализации и прибыли отчетного периода; последние показатели не учитывают доходы и затраты от неосновного вида деятельности (например, курсовые разницы, проценты по кредитам), которые в условиях макроэкономической нестабильность могут быть сопоставимы с основными статьями производственных затрат;
– сумма показателей прибыли и фонда оплаты труда формируют основу для расчета чистой добавленной стоимости, величина которой, в свою очередь, характеризует стратегические перспективы предприятия, а также его вклад в развитие экономики региона;
– величина чистого экспорта характеризует вклад предприятия в увеличение такого важнейшего макроэкономического показателя, как сальдо внешней торговли.
В настоящее время концепция цепочек создания стоимости (ЦСС) является перспективным и динамично развивающимся направлением мировой теории и практики управления. В условиях повышенного научно-технического уровня производства, а также активного внедрения процессных, технологических, маркетинговых, продуктовых и организационных инноваций перед отечественными предприятиями встает вопрос совершенствования функционирующих цепочек создания стоимости, который не может быть решен без детального анализа всех звеньев и альтернативных вариантов цепочки.
В современной научной литературе концепция цепочек создания стоимости часто упоминается совместно с концепцией добавленной стоимости. Поскольку создание стоимости происходит на всех этапах производства и движения продукта до конечного потребителя, то важное значение приобретает оценка процесса добавления стоимости по всей цепочке создания стоимости продукта с целью улучшения производственной деятельности предприятия, т.е. повышения ее эффективности. Концепция добавленной стоимости обращает внимание на внутренние процессы предприятия (закупки, продукция, покупатели и т.д.). Данная концепция рассматривает стадии добавления стоимости начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от покупателя, что не позволяет использовать в интересах предприятия связи с поставщиками и потребителями.
Ключевой момент данного подхода – максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией. В этой связи от внимания ускользает большая часть материальных затрат, что является немаловажным. Концепция цепочек создания стоимости основывается на расширенном воспроизводстве, которое учитывает затратообразующие механизмы, начиная от источников сырья и заканчивая готовой продукцией, которые получены конечным потребителем. Данная концепция, в отличие от предыдущей, обращает внимание при анализе затрат на процессы, происходящие не только внутри предприятия, но и за его пределами.
Цель данной работы – расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении задач управления организацией с использованием методологии стратегического менеджмента, процессно-проектного управления и инструментария анализа хозяйственной деятельности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!