[rank_math_breadcrumb]

Расходы местных бюджетов, анализ их структуры и динамики.

Цель данной курсовой работы – исследование теоретических и практических аспектов формирования и использования расходной части местных бюджетов.

Определение роли и значения расходов местных бюджетов в социально-экономическом развитии общества обусловливает необходимость их классификации. С ее помощью сгруппированные элементы могут предоставить информацию о движении бюджетных средств, а также повлиять на ход социальных и экономических процессов в обществе. Единой научной мысли о классификации расходов местного бюджета не существует. Так, например, Логачева О.С. выделяет три группы расходов местных бюджетов: административные; экономические; социальные [14, с. 157].
Исламова Л.И. и Аминов И.Р. рассматривает функциональную классификацию бюджетных расходов [11, с. 234].
Подробный перечень видов расходов, в том числе местных бюджетов, приведен в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [3] дается по кодам, дающим представление о главном распорядителе бюджетных средств (ведомственная классификация), разделе и подразделе расходов по функциональной классификации, целевой статье (коды целевых статей расходов для местного бюджета устанавливаются финансовым органом муниципального образования – программно-целевая классификация) и виде расходов (экономическая классификация).
Кроме того, можно предложить классификацию расходов местных бюджетов по следующим критериям:
по уровню полномочий (расходы, возникающие в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходы, исполняемые для осуществления отдельных государственных полномочий);
по экономической направленности (текущие расходы на финансирование предприятий, учреждений, организаций и органов, финансирование социальной защиты населения; капитальные расходы местного бюджета на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности образования);
по направленности использования (расходы на развитие материального производства – финансирование производственных отраслей народного хозяйства; расходы на развитие нематериального производства – финансирование социальной сферы);
по механизму организации межбюджетных отношений (расходы, которые учитываются при определении объема трансфертов и не учитываются при определении объема трансфертов местному бюджету).
Предложенная многокритериальная классификация расходов местного бюджета не только обобщает и уточняет существующие классификации, но и выделяет широкий спектр критериев.
Итак, суммируя вышесказанное, мы считаем, что расходы местных бюджетов – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием средств централизованного фонда денежных средств муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления. Расходы местных бюджетов отражают те же социально-экономические отношения, что и расходы федерального бюджета, но на местном уровне и с учетом местных особенностей, функций и полномочий органов местного самоуправления.
Местные бюджеты – сложная и важная экономическая категория. Вопрос их построения, эффективного функционирования в финансовом механизме государства постоянно привлекает внимание научных и практических кругов.
Расходы местных бюджетов – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием средств централизованного фонда денежных средств муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления. Расходы местных бюджетов отражают те же социально-экономические отношения, что и расходы федерального бюджета, но на местном уровне и с учетом местных особенностей, функций и полномочий органов местного самоуправления.
Проведен анализ расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов». В 2013 г. общая сумма расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» была выполнена на 98,16%, в то время как в 2014 -2015 гг. недовыполнение плана составило порядка 10%.
Расходы бюджета муниципального образования «Город Саратов» с каждым годом снижаются: в 2014 году расходная часть бюджета снизилась на 0,24%, а в 2015 году — на 7,73% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее значительное сокращение расходов в 2014 г. наблюдается по разделам «Национальная оборона» (снижение на -216,1 тыс. руб. или 36,70%) и «Национальная экономика» (снижение на 778894,1 тыс. руб. или 42,21%). В 2015 г. наблюдается сокращение расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт. В 2015 г. отмечается значительный рост расходов на охрану окружающей среды (на 429,51%), национальную оборону (на 188,52%) и обслуживание государственного и муниципального долга (на 62,63%).
В структуре расходов местных бюджетов муниципального образования «Город Саратов» расходы на образование составляют более 50%, причем наблюдается рост удельного веса данных расходов в структуре бюджета на протяжении всего анализируемого периода. Следующими по удельному весу в структуре являются расходы на общегосударственные вопросы – их удельный вес достаточно стабилен в последние 2 года и составляет около 12%, в то время как в 2013 г. они составляли 15,30% всех расходов бюджета. Расходы на национальную экономику после значительного снижения в структуре в 2014 г. (на 6,07%) к концу 2015 г. имеют удельный вес 9,86%. Противоположная динамика удельного веса наблюдается по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство – в 2014 г. их удельный вес растет до 12,76% с последующим снижением в 2015 г. до уровня 9,86%.
В структуре расходов местных бюджетов муниципального образования «Город Саратов» по ведомственной классификации наибольший удельный вес имеют расходы Комитета по финансам администрации, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, Администрация Ленинского и Заводского районов.
Нужно упомянуть, что проблемы бюджетов муниципальных образований связаны как с доходами, так и с расходами. Одна из основных проблем – расходная часть значительно превышает доходную, то есть возникает дефицит бюджета. По бюджету муниципального образования «Город Саратов» превышение расходов над доходами в 2013 г. составляло 994214,8 тыс. руб., в 2014 г. – 679478,3 тыс. руб., в 2015 г. – 706805,7 тыс. руб.
Для обеспечения эффективного использования средств местных бюджетов в дальнейшем необходимо:
– обеспечение органов местного самоуправления достаточным объемом финансовых ресурсов для организации эффективного управления экономикой и социальной сферой на своем уровне;
– перенос акцентов с увеличения объемов расходов местных бюджетов для предоставления соответствующих услуг на повышение эффективности от расходования средств местных бюджетов путем совершенствования процесса использования средств местных бюджетов и обеспечения принятия обоснованных решений распорядителями бюджетных средств;
– перенос акцентов с контроля за выполнением обязательств органами местного самоуправления на обеспечение эффективности выполнения обязательств органами местного самоуправления, ведь эффективность использования средств местных бюджетов может быть получена при условии, если полученные результаты соответствуют поставленным задачам.
Цель данной курсовой работы – исследование теоретических и практических аспектов формирования и использования расходной части местных бюджетов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − девять =