Расходные обязательства федерального бюджета - понятие, порядок формирования, значение. | Пример курсовой работы

Расходные обязательства федерального бюджета – понятие, порядок формирования, значение.

Целью исследования курсовой работы является изучение расходных обязательств федерального бюджета – понятие, порядок формирования, значение.

Так, если банки, осуществляя кредитные операции, преследуют в качестве основной цели получение прибыли, то государство и муниципальные образования, выступая в роли заимодавца (кредитора), преследуют цель оказания финансовой поддержки лицам, которым предоставляются заемные средства. Порядок и условия предоставления бюджетных кредитов определяются ст. 76 и 77 БК РФ.
Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.
Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов Порядок и условия предоставления субвенций и субсидий определяются ст. 78 БК РФ [3]. 
Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различные отрасли экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены ст. 79 и 80 БК РФ. Такая помощь может оказываться в следующих формах: 
1) дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов;
2) субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
3) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
4) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе; Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.
Под обслуживанием долговых обязательств понимается деятельность по их размещению, выплате доходов по ним, а также по их погашению. Затраты на обслуживание долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета, долговых обязательств субъектов РФ – за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ, долговых обязательств муниципальных образований – за счет средств соответствующих местных бюджетов.
Принципы осуществления расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и правовые. Выделение первой группы связано с тем, что расходы бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства. Среди принципов, подчиняющих расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:
а) принципы осуществления бюджетных расходов, соответствующие принципам бюджетной системы в целом:
– разграничение расходов между уровнями бюджетной системы;
– адресный и целевой характер бюджетных средств;
– эффективность и экономность использования бюджетных средств;
– общее (совокупное) покрытие расходов;
– сбалансированность бюджета;
– полнота отражения расходов бюджетов; – достоверность бюджета;
– гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ) [3];
б) принципы осуществления бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений:
– принцип «дополнительности»;
– результативность расходов бюджетов;
– своевременность финансирования расходов бюджетов;
в) принципы осуществления бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные:
– законность и публичность;
– обязательность и рациональность.
Таким образом можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального характера (текущие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим бюджетам и т.д.)
Формируя ту или иную форму бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ. Распределение же расходных полномочий по уровням бюджетной системы определяется на законодательном уровне, оно зафиксировано в Бюджетном кодексе РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются каждым уровнем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно.
По взаимному согласию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей доходных источников или иных финансовых средств.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования программ, принимаемых к финансированию из бюджета, утверждаются в качестве приложения к бюджету.
В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования бюджетных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.
Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий.
Для эффективного функционирования бюджетной системы государственной власти особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей расходование, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.
Нельзя не отметить и такую важную проблему, от которой напрямую зависит эффективность расходной бюджетной политики в целом, как рационализация системы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы.
Целью исследования курсовой работы является изучение расходных обязательств федерального бюджета – понятие, порядок формирования, значение.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!