Работа досуговых учреждений с людьми пожилого возраста | Пример курсовой работы

Работа досуговых учреждений с людьми пожилого возраста

Целью данной работы является изучение форм и методов организации досуга пожилых людей для укрепления их активной конструктивной жизненной позиции и социальной реабилитации уязвимых групп пенсионного возраста.

Человек стремится и хочет выйти на пенсию, чтобы освободить время для занятий любимым делом. Он заранее готовится к этому периоду, совершая необходимые приобретения, приобретая дополнительную специальность. Данный период воспринимается как новый этап жизнедеятельности желанный и наполненный событиями.
Человек боится выхода на пенсию, столкнуться с рядом проблем, связанных с этим периодом: одиночество, отсутствие постоянной занятости, социально-экономическая неустойчивость.
Человек равнодушен к наступлению старости. Его жизненный тонус и потенциал низок и слаб. Приход пенсии не приносит ему существенных переживаний. Он настроен волочить безрадостное и безликое существование. [14, 94]
Существуют различные подходы к типологии старости. И. Кон выделяет два вида старости: благополучный и негативный. К благополучным относятся люди, перераспределившие освободившуюся энергию и время от трудовой в один из четырёх других типов, в зависимости от характера деятельности, которой она наполнена.
1. Творчество. Представители этого типа, расставшись с трудовой деятельностью, продолжают быть активными, участвовать в общественной жизни, живут полноценной жизнью, не испытывая ущербности и социальной уязвимости.
2. Обустройство. Люди данного типа снижают свои социальные контакты и все силы отдают материальному обустройству, благополучию, отдыху, жизни за городом, на то что раньше не хватало времени.
3. Домашнее хозяйство. Этот тип людей составляю т в основном женщины. Они бросают все силы домашним и семейным хлопотам, ремонту, установлению родственных связей, помощи детям и внукам.
4. Здоровье. Люди этого типа активно занимаются восстановлением или поддержанием здоровья. С интересом пробуют различные здоровьесберегающие методы и способы. Часто среди них встречаются мнительные люди, чрезмерно уделяющие внимание своим недугам. [6, 19]
Отрицательными могут быть следующие разновидности:
Агрессивно настроенные люди, с повышенным уровнем ворчливости, недовольства, критики и др.
Тихое недовольство и разочарование, Эти люди остро чувствуют одиночество, грусть и неудачу. Часто осуждают себя за упущенные возможности, иногда мнимые. [6, 24]
Отечественный представитель психиатрии Е.С. Авербух выделил два крайних полюса отношения к своей старости: «вечная молодость» – люди не осознают происходящие с ними перемены и продолжают чрезмерно удерживать молодость в своём образе. Другие, наоборот, переоценивать свою немощь и слабость, проявляя к себе чрезмерную бережливость.
Также в отечественной психиатрии часто принято выделять три типологии геронтогенеза:
“Счастливая” старость. Можно отметить присутствие жизненной мудрости, умиротворённости, просветлённости, сдержанности и самообладания. Именно эти люди способны передать глубину своих переживаний и опыта подрастающим поколениям.
“Несчастливая” старость. Отмечается сопровождением повышенной личностной депрессией, тревожностью, апатией, неуверенностью и неадекватностью самооценки. Свойственны также склонность к сомнительности, беспокойствам и страхам, в том числе приближающейся смерти.
“Психопатологическая» старость. Отмечаются органические и адаптационные изменения психики. [2, 191]
Представитель отечественной писхологии А.И. Анциферова выделяет два типа стариков, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни: активное старение, пассивное старение. Что интересно от типа старения зависит скорость и качество геронтологических процессов.
Изучением процессов старения активно занимается и зарубежная психология.
Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости:
Негативно протекающая старость. У человека проявляются признаки отрицания старения.
Экстравертированная старость. Человек признаёт наступление старости через внешний канал связи с миром: общение с окружением, особенно с молодыми, события: смерть близких, изменение положения в семье.
Интравертированная старость. Проявляется через самосозерцание, ослаблении интереса ко всему внешнему и новому тип, остро переживающий процесс старения. [12, 131]
Д.Б. Бромлей выделяет несколько стратегий приспособления в старом возрасте.

Старение это заключительный этап в развитии человека. Приходя в эту эпоху, человек испытывает ряд позитивных и негативных изменений в своей жизни. Способ реагирования на эти изменения различен, в зависимости от сложившейся ситуации, социально-экономического уровня, индивидуального сценария жизни, психологического настроя и характера самого человека.
Задачами социальных, психологических, медицинских, социально-культурных служб является помочь пожилым людям справиться с негативным содержанием процессов старения, страхами и тревогами, социально-экономической неустроенностью и др.
Ясно одно, почти каждый человек «третьего возраста» нуждается в социальной помощи и поддержке. Данный возраст предназначен для того, чтобы подвести итоги жизни, поделиться своим опытом с подрастающим поколением, не просто через книги, а собственный полноценный сценарий жизни. Уважение и почтение к людям пожилого возраста – жизненно необходимое качество подростка, молодого человека. Готовность и возможность оказать помощь и поддержку, человеку, который прошёл свой жизненный путь, должны поддерживать в себе современные молодые люди. А общество создавать для них такие ситуации.
В свою очередь, общение с молодыми, приобщение к содержанию их жизни, может привнести положительный заряд бодрости, состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение в жизни людей «золотого возраста».
В своей работе мы изучили физиологические, психологические и социальные изменения, происходящие в период старения; проанализировали специфику организации досуга и социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста; а также сделали модель долгосрочного проекта, способствующего организации досуга и активизации жизненного пространства людей пожилого возраста путем информационного обучения и оказания волонтёрской помощи рационального использования Интернет пространства.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Целью данной работы является изучение форм и методов организации досуга пожилых людей для укрепления их активной конструктивной жизненной позиции и социальной реабилитации уязвимых групп пенсионного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!